В столице есть центр древней истории, ориентир на развитие науки, духовность нации. Кто-то знает, кто-то нет. Он является национальным центром рукописей и редких книг, созданным в 2017 году при Министерстве культуры и спорта.
Приятно знать духовные, культурные, исторические центры, которые являются рабами современной материальной ценности и открывают глаза на общество, в котором растет духовная душа. Обманчивый мир существует сегодня, а не завтра. Только наука остается преемницей из поколения в поколение. Благодаря этой науке общество будет развиваться дальше. Извлекает уроки из прошлого, наполняет духовную душу, расширяется кругозор мышления.
Главная цель работы Национального центра-собрать в один центр письменный мир в стране и за рубежом, сохранить как зрачок наших глаз, передать его следующим поколениям. А также сделать доступными для исследователя источники, определяющие историю страны, и начать переписывать некоторые страницы нашей истории. Рукописи и редкие книги – это священная ценность, сокровище в любое время. Очевидно, что высота и сила менталитета каждой народной культуры измеряются содержанием ценных данных, их художественным качеством и грамотностью. Разве не одна из главных целей программы» Рухани жаңғыру ” – формирование светлого будущего нашей единой нации путем инаугурации священных писаний, сохранившихся до наших дней?! Подол-собрав рукава, мы стали страной. Теперь нет никаких препятствий, чтобы оценить все, что у нас есть, провести инвентаризацию того, что у нас есть, чего мы стоим. Одна из этих ценностей уникальна-письменное наследие, лежащее во всех уголках мира. Письменное наследие, признанное свидетельством и доказательством вклада наших предков в мировую цивилизацию, играет важную роль в представлении Великой степи в мировой истории.
Всегда высоко ценилась ценность нашего бесценного наследия, рассказывающего о многовековой духовной, политической жизни, культуре и истории страны. Потому что подлинники редких рукописей и разнообразных редких изданий – бесценные, ценные реликвии, которые охватывают исторический долгосрочный период с древних времен до наших дней. Поэтому систематически собирать и изучать наследие наших предков, вводить его в научный оборот – задача Национального центра рукописей и редких книг.
“Основная цель центра-собрать, изучить, представить ученым-пользователям и передать будущим поколениям рукописи и редкие книги, относящиеся к истории Казахстана. Центр работает в четырех направлениях. Первый, сбор и учет рукописей. Второе направление-исследование. Третье направление-реставрация. А четвертая-работа в выставочном зале и электронных читальных залах. Сейчас в нашем фонде более 11 тысяч книг. Из них около 300 рукописей на арабском, персидском, тюркском языках. Самая старая книга-Коран, написанный в 7 веке. Это копия оригинала. Сейчас в нашем фонде собрана коллекция арабографических книг. Имеет коллекцию из более чем 200 книг, более 200 книг с латинской графикой, книги казахских просветителей и трактаты Аль-Фараби. В настоящее время мы работаем напрямую с учеными. Уверен, что ценные книги, рукописи, хранящиеся в нашем центре, внесут большой вклад в отечественную науку», – говорит главный эксперт отдела организации научно-исследовательской работы Центра Камшат Пазылова.
Главный отдел Национального центра рукописей и редких книг – это отдел, который «лечит» древние книги, реставрирует их. Специалисты здесь побывали и прошли стажировку в таких странах, как Южная Корея, Турция, Иран. Кроме того, он обменивается опытом со специалистами из ближнего и дальнего зарубежья.
“Основная наша работа-это работа с книгами, установленными научным советом Фонда. На первом этапе проводим дезинфекцию. Затем мы проходим процесс очистки от пыли. Книги моют, сушат. Затем проводится реставрация и представляется на выставку или ученым-соискателям. Стоит отметить, что в свое время при изготовлении древних рукописей и книг использовались органические вещества, которые, как известно, поражали гусениц, плесневели, пахли. Например, есть книги, в которых использовалась чистая кожа, встречаются книги, в которых наносился клей из муки, а сама картонная бумага натуральная. Для этого проводятся различные обработки. Это делается для того, чтобы книга держалась дольше, не оказывала негативного влияния на здоровье специалистов», – говорит Сырым, руководитель отдела реставрации и консервации, который продемонстрировал весь процесс переработки.
После этого к нам обратился директор Национального центра рукописей и редких книг Малик Отарбаев. Глава Центра отметил, что впереди еще целый ряд проблем, решение которых я ожидала.
“Сейчас в Министерстве культуры и спорта создается комитет по архивам и документации. Было бы лучше, если бы мы смотрели не на архив, а на Комитет по культуре. Ведь вся библиотека относится к Комитету по культуре. Мы должны стоять на переднем крае. Мы не библиотека, но собираем редкие книги, которые нужны нашей стране. Например, из Санкт-Петербурга, Австрии, Татарстана мы получаем копии нескольких книг. Основа определяется учеными. Они расскажут, в каком архиве какого государства находится какая ценная книга или документ, относящийся к казахской истории. Далее мы действуем и стараемся привести их в нужное русло. Особенно в западных странах много ценного, что касается нашей истории. Получить из России и близлежащих стран несложно. А западные страны продают саму копию. Ему нужен специальный бюджет. Для этого у нас пока не предусмотрено финансирование. Рекомендовали руководству. Надеемся, что если будет создан новый комитет, он будет решен. У нас очень много молодых ученых, которые приходят использовать редкие книги в своих диссертационных работах. Около пяти ученых приходят в день. Особенно могут прийти ученые-историки, филологи и получить то, что ему нужно. Лучше понимать, что это неоценимый вклад нашего центра в развитие отечественной науки», – говорит директор Национального центра рукописей и редких книг Малик Отарбаев.
Стоит отметить, что помимо архивов за рубежом в Национальный центр будут выставлены старинные книги, хранящиеся в домах наших граждан.
“Я был назначен директором этого центра в ноябре прошлого года. С тех пор десять человек принесли свои древние книги, которые они завернули в ткань и хранили в своих домах. Во-первых, нынешнее поколение не может читать книги, а во-вторых, со временем эти книги ломаются. Поэтому граждане сдаются нам, чтобы они были ранены на благо страны, пока они не сгниют на дне сундука. Мы убираем, реставрируем, словом, утилизируем эти книги. Каждый раз, когда мы храним такую литературу, мы можем доказать, что казахи были грамотными с незапамятных времен. Фактическое доказательство того, что кто – то, кто раньше считал нас неграмотными, необразованными, невежественными, вкладывает песок в уста, – это литература, рукописи. В свое время этот вопрос поднял и дядя Шерхан Муртаза. Кто-то на одной конференции высказал ошибочное мнение о том, что казахи не читали книги, не выпускали книги. Затем дядя Шерхан опубликовал в газете» Егемен Қазақстан ” статью о том, что татарским историком Калимуллиным в Казанском издательстве издана книга, посвященная казахской истории и литературе, тиражом в два миллиона пятьсот тысяч экземпляров. Это само по себе является большим доказательством. В целом, чем больше у нас ценных вещей, тем больше развивается наука, крепнет духовная энергия, пробуждается дух патриотизма, благодаря ощущению, что мы являемся детьми страны с глубокой историей», – говорит Малик Отарбаев.
В настоящее время крайне необходимо сделать записи в Национальном Центральном фонде общедоступными путем создания электронных копий. Центр, похоже, тоже приступает к этим работам. В дальнейшем вы будете читать электронные версии древних рукописей и редких книг. Как мы уже говорили, в Национальном центре хранится более 11 тысяч книг. Есть более 2000 книг, которые еще предстоит реставрировать. Есть уверенность, что центр, который был создан только вчера и проводит инвентаризацию национальных ресурсов, внесет большой вклад в отечественную науку. Для этого необходима поддержка государства. Преобладает риск причинения вреда здоровью специалистов, обрабатывающих, реставрирующих старинные книги и рукописи. Было бы целесообразно предусмотреть и социальную помощь, например, получение медицинской помощи, в целом повышение оплаты труда специалистов центра. Если Министерство культуры и спорта хочет служить национальной культуре, было бы целесообразно приложить усилия для развития этого центра.
Alash.24