«Указной мулла»: Кто он?

В эпоху царской России колонизаторы казахской степи прекрасно знали, что основное сопротивление исходит от мусульманской религии. Доктор исторических наук, профессор Серик Машимбаев, изучая дело религиозной колонизации казахов со стороны россиян, сказал: “колонизаторы поняли, что ислам-это действительно огромная сила, поддерживающая национальную целостность. Он прекрасно знал, что нерелигиозность – это очень опасная болезнь, которая ведет сознание к вечности, ведет к чуждой цивилизации, подвергает культурно-духовной ассимиляции, оставляет невежество и подвергает народ национализму. Вот в чем была главная цель России в формировании политики крещения и русификации».

Таким образом, царская власть в XVIII-ХІХ вв. считала, что для того, чтобы контролировать и постоянно контролировать религиозную ситуацию в казахской степи, она стремится к тому, чтобы только муллы, приверженные политике правительства, могли принимать религиозные меры и преградить путь другим верующим. Для реализации этой цели российский сенат ввел в 1868 году службу под названием «указная молда» для проведения жандармерического контроля среди казахов. В этом документе уточнена деятельность и утверждена обязанность указанных мулл.  В данном документе:

Казахи рассматривают религию Исламского муфтия в Оренбурге по делам религий;

Религиозные дела казахов на местах ведет только мулла, которому назначено правительство;

Мулда подчиняется гражданскому правлению через Министерство внутренних дел;

Муллы утверждаются либо освобождаются решением областного управления и военного губернатора;

Мечети строятся исключительно с разрешения генерал-губернатора;

На открытие при мечети медресе для обучения местных детей молда в обязательном порядке должна получить разрешение начальника уезда.

Писатель Алдан Смаил в своем очередном исследовательском труде:”…в мусульманских мечетях была введена служба под названием указная молда, на которой колонизаторы наблюдали за избранием людей, которых они представляли. Такие религиозные лидеры, словно проповедовали ислам, фактически служили его усилению», – говорит русский ученый А. Левшин, живший в тот же период, открыто заявляя: «эти муллы были специально утверждены российским правительством для наблюдения за ханами и рубасистами и составления протоколов» (“киргизско-казахские или киргизско-кайсакские степи описание”. 1832 г. С. 313). После этого в казахском обществе появился принцип “шала молда Дин Бузар, невежественный суфий ел Бузар”.

****

Человек, оставивший подробную информацию о терроризме внутри страны указанными муллами, – историк Курбангали Халид. По его словам: «в 1858 году Оренбургский муфтий принял участие в больших собраниях правительства, избрал» указную молду ” для урегулирования внутри страны и издал приказ царской власти. Он был назначен Ахуном округа, Ахуном области и мухтасибами (бухгалтерами) для проверки дел мулл. Но многие из этих назначенных не более образованы, чем указная мулла. Поэтому польза от этой реформы (исламхат) была незначительной. Тем не менее, казахские селения по одной волости в каждую волость собирали деньги для назначения муллы и отправлялись в Уфу.

Муллы, развеваясь на колесницах, забирали свои указы, надевали на шеи часы с цепями и уходили, словно празднуя. По низаму (правилу) свидетельство о рождении приносило разрешение на регистрацию такого дела, как тетрадь, рождение, смерть, брак, талак. Это слово должно быть не комплиментом кому-то, не датированием кого-то, а каламбуром.

Муллы, получившие бумагу, делали одно и то же: с ней нельзя ни религии, ни мира. Если бы кто-то умер, если бы кто-то не пошел от его имени, а кто-то не пошел бы на поминальную службу, а кто-то сказал, что если бы он не умер, он был бы изгнан. Его-указную молду, где бы она ни находилась, и он, платя за штраф (бодау), платил штрафы, и даже на похороны никто не ездил, и искать указную молду, куда бы она ни попала, у владельца был огромный долг на шее.

По прибытии Указной молды, не дав завещания хозяину трупа, вы даете пидии следующее, предлагаете Корану следующее, он делает все, что думает, что вы заплатите за это. И даже:» когда – нибудь смерть ” – стало возможным воскресить пидии лежащих на холме людей.

Приведем один пример этого.

Когда дедушка одного человека заболел, он пришел в указную молду, чтобы не сгнить, вонять и не поставить видеамаз (без похорон), как если бы он был в трудной ситуации, указной добавил к нему одного ученика. В начале ученик носит плоскую шапку, на поясе-серебряный пояс, в кармане-шпильку, стих и пение. Жолшыбай говорит товарищу:

– Хорошо, что ты умер после того, как я пошел, и если ты не умрешь, я принесу тебе наказание за то, что я пришел в эту жару.

Услышав это слово, горе смерти этого бедного деда сошло с ума и дошло до того, что он сказал: «дай бог-ай умереть, если мой дедушка умрет, не страдай от этой болезни».

Казахи, несмотря на то, что вначале много трудились и получали муллы, потом жалели, а потом, к стихам, к скорбям добавляли своих жен и изгоняли указанных мулл из страны», – говорит Курбангали Халид «Товарих хамса». Казахстан,»Казахстан”. 1992 г. С. 68-70).

****

Эти молдаване, похоже, не ограничиваются религиозными делами, а расходятся с обычаями внутри страны. Это снова видно из письма Курбангали Халида выше. Он говорит: “внутри страны принято считать женщин вдовами и унаследовать их от старых времен. Это была большая проблема внутри Казахстана. Муллы были чрезмерно вовлечены в это. Женщина в одном из отчетов сказала:» я не люблю своих мужчин, я была недовольна, я мечтала”. Девушка, которая не выходила на улицу, сказала: «я не пойду к тому, кого дал мой дедушка, я собиралась дать, теперь я выше, имя вошло», и дала другому мужчине взятку. Таким образом, они предпочли головную выгоду последствиям причинения большего вреда.

Эти указные муллы, не считая ни шариата, ни здравого смысла, не сравнивая ни с каким Низамом, обманывали тех, кто прошел мимо них, отказывались от верности целиком, становились арданом и смотрели на грядущий путь денег. Таким образом, казах был обеспокоен атакой. Несмотря на то, что на местах было мало открытых чтений, пыльца прибывших указных мулл захлестнула их. Ахун, мухтасибы не прислушались к жалобам народа над указными муллами. Он не мог сдержать своих слов.

Оренбургский муфтий тоже не мог проявиться в своем ранге. Потому что, когда указной передал дело муллы ахунам, в ходе проверки верность не была озвучена. Это потому, что они достигли указной муллы. Для этого Муфти оправдывает указанную молду. В духовное дело не вмешивается правительственное учреждение, видя, что власть, а народ, от муфтия, от муллы, совсем безер. Не говоря уже о том, что в низаме этого не было, указной Молде, не говоря уже о том, чтобы подвести под него огонь, надуть над ним и наслаждаться тем, чем они занимались.

Местные деревенские муллы крепко обхватили талию, подняли знамя чести, потратили деньги и медленно добрались до приемной Муфти, тем самым запретив указным муллам, правившим мертвыми, не достигшими десяти лет.

В результате этого, лишившись прежних принципов и ничего не зная даже о сегодняшнем шариате, они оказались в двух кругах. В этих двух кругах, утверждая, что между странами возникла нерелигиозность, указной муллы вышли проповедовать, а народ, особенно казахский народ, отказался от муфтия. Молда сказал, что не должен. Таким образом, было выдвинуто обвинение в отступничестве. Но причина, по которой я не присоединяюсь к этим словам, заключалась в том, что то, что делали указные муллы, было преступлением, в котором человек не мог терпеть, унижал, унижал, не видел.

Мы видим, сколько из тех, кто обвиняет казаха, немного спорят с делом и бегут к правительству, если не довольны приговором шариата. Несмотря на то, что спор о земле и смерти одинаков для всех национальностей, для казахов это все равно женский спор. Для этого требуется много внимания. У всего есть время, место. Есть пословица, оставшаяся от прежних: «если говорить тепло-тепло, то говорить громко-громко». Если бы муллы стали более-менее уговаривать народ, народ был бы не столь голоден. Они сами нашли бы корм, а потомки-даурены«, – говорит Курбангали Халид»Товарих хамса”. Алматы,»Казахстан”. 1992 г. С. 70-71).

****

Т. Кудакельдыулы, который провел обширное исследование этих указных мулл, утверждает:» многие из них были людьми, принявшими христианство, вели дела под видом лживых мусульман для пропаганды своей религии, поэтому были глубоко привержены мусульманству в казахской степи”. Нет причин сомневаться в этом. Действительно так!

Например, согласно мусульманскому шариату: после произнесения послания о падении талака женщине необходимо провести три периода в гид (вере). То есть женщина сидит дома до трех повторений менструации. В течение этого периода некоторые семьи возвращаются, или в этот период определяется, является ли нога женщины тяжелой или легкой.

Указной муллы, однако, пошли на такие ужасные дела, как вести женщину, сидящую в такой гид, к другим. Впоследствии было доказано, что это был умышленный заговор с казахом, который привел к отъезду указной муллы (Курбангали Халид «Товарих хамса». Алматы,»Казахстан”. 1992 г. стр. 72).

Алаш Арыси Миржакип Дулатов в 1907 году в статье, опубликованной в журнале» Серке«,”…Отсутствие прав казахского народа, подчиненного русскому, вызывает гнев и месть. Теперь чиновники стали обращаться к нашей религии, к обычаям, унаследованным от деда, только к вопросу о надлежащем браке с нашими муллами, брали в плен религиозные книги…”,- говорит М. Дулатов. , 1991.211-б). сам он верующий, ученый, окончивший медресе Бухары, наш атаман Машхур Жусуп:

Коран Коран Коран молды боздай,

Свет ислама погасить доход,

– Я не знаю, – пробормотал он.,

– Я не знаю, – сказал он…- (“У кого Сарыарка?”Звезда. №12. 1992 г.) Очевидно, что героями этой песни являются указные муллы.

По этому поводу Абай атаман не остался в стороне: “пусть муллы будут стоять, хусусан (особенно) будьте осторожны с ишанами этого времени. Они-фитнес-ученые, из которых ничего не выходит, кроме ущерба. Сами хуким не знают шариата чисто, многие невежественны. Онан знал себя как аминь тарикат (набожный вид) и хотел кого-то донести. Дело не в них, а в том, что они не могут (не могут), а в том, что это люди, а не люди. То, что они любят, – это невежество, то, что они говорят, – это ложь, доказательства – это не что иное, как вымысел, онан» (двадцать шестое слово), взятка из приведенной выше исторической правды.

Бекен Қайратұлы

©egemen.kz

 

Комментарии

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Поделиться

Facebook
VK
OK
WhatsApp