В этом году исполняется 140 лет Коныркоже Кожыкову, общественному деятелю, оставившему особый след в духовно-культурной жизни Казахстана. В связи с этим мы беседовали с преподавателем Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, кандидатом исторических наук Бауыржаном Бердыкожаулы.
– Бауке, ведь ты молодой ученый, изучающий Кожыкова. Расскажите о биографии и путях этого человека?
– Коныркожа Кожыков-один из немногих выпускников учительской семинарии в Ташкенте. В Туркестанском крае организатор жадитского движения, известный учитель, написавший алфавит для детей первого казахского народа. Вместе с А. Байтурсынова в 1913 году он стал организатором газеты «Қазақ». Был председателем организации» Иллиятия ” (Кочевник), кандидатом в депутаты Всероссийского Учредительного собрания, ответственным секретарем Совета Министров Правительства Туркестанской (Кокандской) автономии. Один из основателей Казахского института просвещения в Ташкенте при советском правительстве. Ученый-просветитель. Кто способствовал пополнению фонда редких книг Национальной библиотеки в Алматы.
Коныркожа Кожыков родился в 1880 году в селе Когалинское озеро Сырдарьинского района Перовского уезда в зимовке «Қожық». Исследователь-этногроф Тынышбек Дайрабай говорит, что» дяди Коныркожа, то есть дочь ерима Торе, потомка хана Абулхаира, чей отец, жена Кожык кожы, был Младшим жузом, а его товарищ Латифа происходил из знаменитой династии Лапинов”. Потомок Коныркожа Кожыкова происходит от Корасана кожаса, который еще в Средние века распространял религию в казахской степи со Средней Азией. Из корасана-Курбан, из него-кошек. От кушека Азкожа, от него Алтайбек ахун-Кожык. Из кожуха-Коныркожа. Он, будучи арестован ОГПУ в 1930 году и 22 апреля того же года в своем ответе следователям, показал, что фамилия не в Казахе, Киргизии, Узбеке, Туркменистане, а в кожамине». Вместе с тем, в следственном деле Архива национальной безопасности в автобиографии на имя руководителей ОГПУ отмечается, что он «сотрудничал со старшим отцом Кенесары Касымовичем, а затем после смерти Кенесары переехал в Сыр». Он окончил 4-х классную русско-буратанскую школу в Акмешиге, учительскую семинарию в Ташкенте в 1904 году. Учился в Ташкенте в семинарии, принимал активное участие в политической работе. В частности, тюрко-мусульманские народы в Российской империи, обращаясь к единству, пропитаны идеями И. Гаспринского, стоящего на вершине жадитского движения. В частности, он ознакомился с работой И. Гаспринского «Русское мусульманство», который резко раскритиковал позицию царского правительства в сочетании с политикой русификации системы образования и игнорированием претензий тюрко-мусульманских народов. Потом познакомился с революционером Георгием Вяткиным и впервые прочитал газету “Искра”. После окончания семинарии осенью того же года посетил село Ургит в Самаркандской области и поступил на преподавательскую службу. Так он начинает свой жизненный путь с преподавательской и просветительской деятельности.
– Вы же знаете, что просвещение-это человек, который первым издал первый «алфавит» для казахских школ. Насколько верно это слово?
– Именно так. Коныркожа Кожыков организовал джадитские школы в Перовске, Андижане, зимовке Карнака, а в 1912 году в городе Оренбурге издательством Фатиха Каримова был издан первый «алфавит» для казахских школ.
Это говорит о том, что К. Кожыков был талантливым учителем, любившим свою профессию. Кроме того, в этом году издательством совместно с А. Касымовым, с. Жангировым был издан труд «истории Царей, ставших хукманцами из рода Романовых в Царстве Русие». Он также написал несколько статей для газеты» Туркестан валаяты «под псевдонимом» Жаяу Коныр”.
На формирование общественно-политических взглядов коныркожа Кожыковича напрямую повлияла Первая Русская революция, произошедшая в России в 1905-1907 годах. В частности, в эти годы в целях рассмотрения путей защиты интересов тюрко-мусульманских народов Российской империи были проведены три мусульманских съезда, на которых создание» Союза мусульман России ” оказало свое влияние на Коныркожа Кожыковича. Тогда К. Кожыков, как один из сторонников идеи единства тюркских народов, был взят под надзор Туркестанского районного отдела охраны.
В его биографии руководителям ОГПУ говорится, что ” во времена Столыпина переселенцы из Центральной губернии России снова и снова беспрерывно стекались на казахскую землю. Казахи были жестоко изгнаны из своего места обитания в тырғыру. Не было предела эксплуататорской политике царского правительства в отношении казахской страны. Эта ситуация, конечно, меня очень впечатлила, и я снова и снова направлял в Петербург много заявлений и петиций над местами местной администрации. В связи с этим меня перевели из одного уезда в другой. С мыслью, что вернусь в администрацию, я вместе с толпой написал труд на казахском языке в дом Романовых. Это, конечно, была позорная работа для меня. Потому что в труде пропагандировалось подчинение казахского народа царскому правительству. Но при этом я не смог обратить внимание административных органов на себя».
Во время Балканской войны 1912-1913 гг. в сборе средств в пользу турок-османов среди интеллигенции тюрко-мусульманских народов царской России принимали участие и казахи Туркестанского края. В их числе учитель Сузакской школы Е. Касымов, тильмаш вместе с С. Утегеновым, преподаватель Русско-коррекционной школы в Карнаке К. Кожыков. По данным, поступившим 13 ноября 1912 года в Туркестанский районный отдел охраны, объем собранных ими средств составил 40 тысяч рублей. Вместе с тем, в этом году К. Кожыков принимал непосредственное участие в строительстве мечети в Санк-Петербурге, ставшей столицей империи, где активно занимается сбором средств у местного населения Туркестанского отделения Шымкентского уезда. Идея строительства мечети в столице империи Санк-Петербурге была впервые выдвинута в 1881 году муфтием Оренбургского Духовного управления мусульман С. Тевкелевым. Идея была принята императором в то время, и город выделил участок земли для строительства мечети. Строительство этой мечети было завершено накануне празднования 300-летия прихода к власти династии Романовых.
– Разве это лицо не было одним из первых по вопросу избрания депутата от казахов в Госдуму?
– По «закону третьего сезона» царского правительства 1907 года казахи попали в Государственную Думу до такой степени, что лишились избирательного права депутата и не смогли там выразить свои претензии. Здесь в центре мероприятий, организованных в направлении восстановления избирательного права казахов в Государственную Думу, шел К. Кожыков. Во время работы III Государственной думы он направил мусульманской фракции специальное письмо от имени народов Туркестана по этому вопросу. В его письме говорилось о проблемах местного населения, связанных с земельными, образовательными и религиозными проблемами, и указывалось, что единственный способ повлиять на их решение-вернуть казахам избирательное право в Государственную Думу. В преддверии IV избирательной кампании в Госдуму К. Кожыков вместе с А. Байтурсыновым выступил в Госдуму с специальным заявлением для представителей татарского народа Оренбургской губернии, избирательное право которых сохранилось, и обратился с просьбой избрать одного казахского депутата от имени татар Оренбургского региона. Редактор газеты “Вакыт” Ф. Каримов публикует эту просьбу в своей газете и всячески поддерживает ее. Просьбу казахов занять место в депутатстве поддержали татары из Троицка, которые предложили Ж. Сейдалину баллотироваться. Но такие попытки не увенчались успехом, когда колониальная политика царского правительства велась интенсивно. Кроме того, вместе с А. Байтурсынова он начал издавать газеты на казахском языке, в результате чего в 1913 году вышел первый номер газеты «Қазақ». Но состояние газеты было нестабильным из-за нехватки финансов. Однако по предложению Кожыкова была создана организация “Азамат”, с помощью которой Казахская газета выходила до 1918 года.
А в 1914 году, когда началась Первая мировая война, К. Кожыков вместе с С. Лапиным хотел, чтобы Туркестанский край отделился от России и стал самостоятельным государством. Об этой игре кожыкова узнала жандармская управа Туркестанской станции, по указанию органа тайного полицейского контроля в Петрограде было возбуждено уголовное дело и допрошено. Он навсегда избавился от указанного следственного дела только после Февральской революции 1917 года . После этого филиал Государственного банка в г. Андижане, хорошо знающий язык и традиции местного населения, имеющий русскую грамотность, пригласил его на инженерную службу по мелким кредитам и работал там до Февральской революции 1917 года. Занимая эту должность, он знакомится с известным редактором газеты» Голос Турции ” эсером В. Чайкиным, который по его просьбе пишет в газете об условиях сельской местности. К. Кожыков открыто выступал против политики царского правительства по наказанию коренных народов Туркестанского края во время национально-освободительного восстания 1916 года. Особенно в автобиографии, написанной для руководителей ОГПУ, он указал, что «писал генералу Куропаткину письмо с изложением беспощадных и медвежьих действий карательного отряда и русских мужей, что газета «Голос Туркестана», выходившая в Ташкенте под редакцией эсера В. Чайкина, присоединилась к предложению редакции и потребовала пригласить в Туркестан уполномоченных мусульманской фракции Государственной Думы и ознакомиться с результатами репрессий после восстания. В связи с этим в Ташкент в августе-сентябре 1916 года прибыли Тевкелеев, Керенский и Шокаев, которые встретились в доме Чайкина и подали имеющиеся документы».
– Что вы здесь имеете в виду под организацией» Иллиятия ” (Кочевник)?
– Коныркожа Кожыков принимал активное участие в общественно-политической жизни в период политических перемен 1917 года, принимал участие в мероприятиях, организованных в защиту интересов местного населения Туркестанского края. Особенно в первые месяцы этого года Временное правительство назначает Коныркожа Кожыкова участковым комиссаром Андижанского уезда. 17 июня 1917 года в городе Андижан во время собрания казахов и киргизов Ферганского региона была создана организация «Иллиятия» (Кочевник), председателем которой был избран Коныркожа Кожыков. В число членов организации вошли представители местного населения, такие как К. Достов, С. Келгенбаев, Б. Мейрбеков.
Выдающийся историк Саулебек Рустемов в исследовательской статье на тему К. Кожыков и освободительное движение тюркско-мусульманских народов отметил, что «в условиях временного правительства организация» Иллиятия ” под председательством К. Кожыкова представляет интересы местного населения через повышение политической активности коренных народов Ферганского региона, подготовку населения к Всероссийскому Учредительному собранию, включение своих представителей в продовольственные и земельные комитеты пытался реализовать мероприятия по защите”.
Коныркожа Кожыков представлял организацию «Иллиятия» на съезде казахов и киргизов Туркестанского края, который проходил в Ташкенте со 2 по 5 августа 1917 года. Среди 82 представителей, принявших участие в этом съезде, были с. Асфендияров, М. Тынышбаев, И. Токтыбаев, А. Кенесарин, С. Кожанов, е. Касымов. На Съезде было принято постановление, призывающее казахов и кыргызов Туркестанского края оказать поддержку Временному правительству. Кроме того, на съезде были рассмотрены такие вопросы, как будущее государственное строительство России, земельно-водное, народное просвещение, суд, религия, пресса, казахско-кыргызское вторжение в Семиречье, женский вопрос, назначение кандидатов в депутаты Всероссийского Учредительного собрания. Делегаты в составе К. Кожыкова выразили свою приверженность предоставлению территориальной автономии Туркестанскому краю. Земли, приобретенные съездом русскими поселенцами, земли, принадлежащие русской аристократии, вернуть казахам и киргизам без остановки и немедленно; разрешить казахам и киргизам пасти скот в рощах и лесах; оросительные системы передать из рук частных лиц на рассмотрение “земства”; ограничить неэффективное использование русскими переселенцами вод рек Шу и Сырдарья; обеспечить казахов и киргизов предметами повседневного потребления краевым продовольственным комитетом; сделать чтение (начальное образование) общеобязательным; в школе дети учатся на родном языке; учебная книга и пресса «Казах”; закрыть русско-исправительные школы; вместо них открыть национальные школы; создать отдельную ассоциацию казахов и киргизов в крае; Пусть газета “Бірлік туы” станет общим изданием для казахов и кыргызов; политические права женщин приравнять к правам граждан мужского пола; ликвидировать крупный рогатый скот; запретить вступать в брак с девушкой младше 16 лет и юношей младше 18 лет; создать национальную казну казахов и кыргызов в крае; организовать государственную помощь казахско-кыргызским беженцам, переехавшим в Китай во время восстания 1916 года в Семиречье; прекратить угнетение русских переселенцев вернувшимися беженцами; принять постановления о том, чтобы беженцам собирали тепло через национальные организации.
К. Коржиков был выдвинут кандидатом в депутаты Всероссийского Учредительного собрания на I общеказахском съезде в Оренбурге 21-26 июля 1917 года. Он также принял участие в чрезвычайном съезде мусульман Туркестанского края, который проходил 26-28 ноября 1917 года. Этот съезд, провозгласивший Туркестанский край автономией, создал временный совет Туркестана, состоящий из 54 человек. В его составе был К. Кожыков. Временный совет Туркестана утвердил временное правительство Туркестанской автономии, состоящее из 12 мест. Его председателем и министром внутренних дел назначен Мухамеджан Тынышбаев, минситр иностранных дел Мустафа Шокай, заместитель министра внутренних дел Абдрахман Оразбаев, ответственным секретарем Совета министров назначен Коныркожа Кожыков.
(Продолжение следует)
Автор: Ықылас Ожайұлы
e-history.kz