Я удивляюсь тому, что сегодня понятие «свобода» представляется многим современникам, особенно молодежи. За годы независимости, занимая различные ответственные должности в городах-поселках Атбасар, Акмола, Караганда, Шахтинск, я стал свидетелем такой горькой истины.
Во-первых, история, возрожденная идеалами суверенитета, и интерес к официальным лицам обусловлены недостатком соответствующей разъяснительной работы. Во – вторых, скептицизм общины в познании иного языка, особенно Советского, – это излишняя плоскостность исполнительной власти. В-третьих, несмотря на то, что мы знаем, что и история, и личность – это система образования, мы не нашли механизмов, которые служат идеалу независимости школ с русским и смешанным языком, а также среды, учреждений, не владеющих государственным языком.
Одно из моих предложений как гражданина, проработавшего на государственной службе много лет: внедрение критерия «страновой, государственнический вклад» в определение рейтинга ответственных руководителей, акимов различных уровней – требование времени.
В этой связи существует один качественный этап истории нации, который должны знать ответственные работники, специалисты как в государственной службе, так и в культурно-духовной сфере. Он-алашский период.
Сегодня мы все должны быть преемниками, продолжателями дела этих алашских интеллектуалов. Если бы мы впитали это в сознание каждого ребенка школьного возраста, проблема современного подлинного патриотизма была бы решена сама собой. Эту нашу добрую волю понимают и поддерживают как представители других этносов внутри нас, так и мировое сообщество. Потому что в истории Правительства Алаша и автономии Алаша нет ничего, что могло бы оттолкнуть человека, нацию.
Продолжая мысль о том, что современный, уважаемый, ответственный казах и гражданин Казахстана – прямой наследник Алаша, хочу с гордостью сказать, что я тоже в этом строю. Мой прадед Хайретдин Абдрахманович Болганбаев (в документах – Болганбаев, алашская интеллигенция – Болбай) – деятель, писатель, личность, родившийся и выросший в Акмолинском регионе, обучавшийся в Оренбурге, поднявшийся на полисный каток в Ташкенте и попавший в Советский канкасап 30-х годов ХХ века.
О ценах на современников известного Магжана Жумабая знают многие. В том числе и о нашем дедушке: «Бортан бала, сегодня Кара – Каритай, ни одного, ни одного равного – Болбай». Здесь» Бортан бала«,» Каритай ” – псевдонимы Х. А. Болганбаева в прессе. » Нет равных, нет меньше одного ” – это цена жизни нашего дедушки. Под этой похвалой мы видим его жизнь при Мустафе Шокае, его настойчивость в созыве Туркестанской автономии (мухтарият), его отвагу на переговорах между басмачами от имени Алаша, его решимость в поддержке театра и культурных мероприятий в Акмолинске, его решимость в поддержке просвещения, его социализм в Коргалжынском районе, его заступничество за мусульманских купцов в Караоткеле.
О хайретдине Болганбаеве в разное время публиковали статьи, работы в разных направлениях ученые и журналисты: Д. Камзабекулы, Д. Кыдырали, Б. Омаров, К. Нурмагамбетов, С. Актаев, т. Журтбай, т. Борангалиевич, Н.Сапуанов, Д. Асауов и др. От имени потомков, выражая благодарность этим людям, мы вспоминаем благословение нашей покойной матери Гульнары Хайретдиновны, написавшей прекрасные воспоминания об отце. Он сказал: “Вокруг! Отец был сыном народа. Вы рассказывали историю деятельности отца перед страной – вы описывали историю страны. Да благословит вас Аллах! Пусть ваши поля не загорятся! Пусть ваши сердца не болят!..”я бы сказал.
Каждому досталась своя мать. Однако, как признательность, так и признательность нашей матери Гульнар Хайретдиновны хорошо известны алашеведам, которые неустанно трудились, как и Гульнар Миржакыповна, которая в упор собирала данные о дедушке и воскресила его отца М. Дулатовича. В течение многих лет он был учителем, директором школы, доказывал беспричинность «дочери врага народа», в числе первых в области просвещения получил орден Ленина, получил звание «Заслуженный учитель КазССР». В 1964 году он и наш отец Туяк Совершеннолетович воспитали семерых детей, которые прошли путь от простого учителя до директора школы. Гражданский путь.
Наша семья была золотой гвоздь нашей династии, асыл арқауы-Рахима Акбаровна Халфина-Болганбаева. Это была дочь Акбара Халфина, известного казахского купца из кудандалы-Акмолы, который со времен семи дедов не был разбит СМИ. Сегодня столица напоминает купца, а Кубрина-только. А в 70-е годы, когда был отремонтирован Целиноградский центр и в 90-е годы, когда переехала астана, два небоскреба Хальфинов были снесены как «старая постройка». Кроме того, в последних находках архивных данных эта купеческая династия Халфинов упоминается как одна из немногих богатых, финансировавших движение Алаш. Когда дело доходит до истории, я скажу, что было бы круто воссоздать кутхану Халфинов (особняк), изображение которого осталось на старых картинах, и создать «Музей истории Акмолы».
Как говорится, «три жұрты жүрегі жүріті жүріті жүріті» Болганбаева Х. А., То есть наши двоюродные братья, также связаны с Чоканом Уалихановым. Дочь старшего султана Чингиза Уалиханова Бадигул (настоящее имя-Бадигул-Жамал, это родная сестра Шокана) выходит замуж за Абылай, сына первого главы Акмолинского Дуана Коныркулжи Кудаймендиулы. Абылай и Бадигулдан родят сыновей султана, Накиша, Мукуша, Шакиша, Маштуру, Магиду. Среди них Мастура Абылайовна-родная мать нашей бабушки Рахимы Акбаровны, то есть жены Хайретдина.
Что касается истории Халфинов, которые вели торговлю в Акмоле и участвовали в развитии города, Уали Халфин приехал из Казани с двумя сыновьями, Башихдином и Кашефдином. Здесь по приказу труженика он женился на казахской Таурбале Былкымбайкызы и воспитывал детей Галиакбар, Галиаскар, Сыздык, Абдрахман, Карим, Рахимжан. Галиакбар (Акбар) – отец бабушки Рахимы.
У нашей матери (Гульнары) было два брата: Ерик и Мурат. Ерик работал при Д. А. Кунаеве, в сельскохозяйственном отделе ЦК. Брат Мурат также был на ответственной работе в этой сельскохозяйственной отрасли. И мама, и оба брата-садисты…
2020 год был особенным в моей жизни. Моя первая книга» Хайретдин Болганбаев – свет неугасимой звезды «(Хайретдин Болганбаев – свет угасающей звезды) вышла в издательстве» Дәуір”. Ведь у каждого есть свои сокровенные секреты, мечты и мечты. Это-духовная память, которую мой отец установил на Туяке, которая, как известно, не уступила своим погибшим предкам на Алашской дороге, благородной маме Гульнар, не удостоенной звания «дочь врага народа», «зять врага народа», «семя бай-шонжара» (на Коргалжынской земле сохранился мавзолей бабама Ибрая Баяндыулы мой памятник. Когда-то наша покойная мать ставила нас на путь исследования, как потомков Алаша, и мы старались выйти из этого.
В 80-е годы имеем опыт работы в Союзе молодежи, обучались в Ленинградской партийной школе по специальности «Политология» и служили в исполнительной власти при независимости, Хайретдин Болганбаев в целях углубленного изучения жизни и деятельности работал в Центральном архиве Федеральной службы безопасности РФ, Государственном историческом архиве России, Государственном архиве Российской Федерации, Государственном архиве Томской области, Архивы Республики Коми РФ, архивы Архангельской государственной истории, архивы Республики Узбекистан, работая в архивах своей родины (Казахстана) или общаясь с ними в электронной системе, я обнаружил ранее неизвестные данные. Я также своими глазами рассмотрел следственные дела НКВД СССР по Казахской АССР №10702, №11020, №26411, исходя из имеющихся у него данных о Болганбаеве Х. А. Также появилась возможность просмотреть Акмолинский, Северо-Казахстанский областные архивы, где остались следы и дела нашего дяди. Том-том посмотрел на дела,и мой разум пополнился. Пакет-пакет считывал данные и увеличивал свое богатство и рассуждение.
Мусульманское движение при царской России, Всероссийские мусульманские съезды, движение Алаш, Всеказахские съезды, программа Алаш, неформальная реальность Первой мировой войны, правда борьбы за автономию, Алихан Бокейхан, Ахмет Байтурсынович, Захи Уалиди пруд, Мустафа Шокай и др. лица, газета» Қазақ”, газета “Бірлік туы”, Алашский период Ташкента, Туркестанская автономия, созданная в Коканде, связи между деятелями Центральной Азии, противостояние Алаша и большевизма, реальность гражданской войны, труд деятелей Алаша на советской платформе, политические репрессии-все это я изучил на основе жизненного пути Хайретдина Болганбаева. Я пытался доказать, что он-человек общий для всего казахского народа, деятель родной для своей страны, писатель.
Отец Хайретдина Абиш (Абдрахман) – религиозный человек, который отправился в Мекку и выполнил свой паломнический долг. В то же время Хайрекен был передан сельскому мулла, а Акмола теперь-наставник шляп. Так, подростка Севера отдают учиться в медресе «Хусаиния» на Западе (Оренбург). Возникает вопрос: почему Абдрахман Хаджи не дал учиться в Омске на этой ближайшей земле? Это мир, связанный с направленностью, пониманием и вкусами религиозного гражданина. Во-первых, наш дядя был, скорее всего, туркменским. Исмаил читал «Табжиман ” Гаспринского, журнал «Айкап» Мухамеджана Сералина. Тем самым сблизил татарскую интеллигенцию, выбрал медресе «Хусаиния», язык, менталитет, понимание. Во-вторых, он хотел, чтобы его сын увидел землю и узнал страну. Это – «да будет служить целостности нации!”мечта. Действительно, так и было. Хайрекен учился в Оренбургском медресе, где в летние месяцы обучал Алибека и Ауельбека (впоследствии известных ученых, писателей) – двух подростков из династии Коныратбай в Акмешите. В-третьих, верующий отец говорит: “пусть сынок будет рядом с хорошим!”и Хайретдин со дня ученичества связался с Оренбургской газетой «Қазақ». Алихан, Ахмет, Миржакыпы получили благословения. В-четвертых, эти три познания, три лестницы привели к Мустафе Шокаю, служившему тюркскому миру. Совместно изданная газета называлась “флаг единства”. Хайретдин остался верен флагу единства как нации, так и тюркских народов.
Хайретдин Болганбаев-один из немногих, кто принял участие в качестве делегата как на первом, так и на втором Всеказахском съезде под лозунгом Алаш. В это время он был парнем в возрасте 21 года.
Да, Х. А. Болганбаев служил целостности Туркестана. Он обратился в газету» Қазақ «2 декабря 1917 года и опубликовал ” Телеграм. Туркестанская автономия”: “27 ноябыр имел мусульманский СИЗ Валаят в Коканте. Объявлена “Туркестанская автономия”. Народ радостно приветствует. Было избрано временное заседание нации – новое правительство. В гинуаре приглашают ашередителни сабраниа Туркестана. Временное место жительства правительства-Кокант”»
Читаем статью в газете» Бірлік туы «под псевдонимом» Бортан «от 30 марта 1918 года» одни сутки перемен«: “после этого грабежи внутри государства усилились хуже, чем когда-либо. Ненависть между народом в целом и богатыми зашла слишком далеко. Многие шахары Русии после того, как их правительство не признало их, все в течение одного времени или во многих местах происходили войны. С началом пирошеикского бунта все чужие люди в Русии начали заботиться о своих головах. Для этого все они хотели держать свои бразды правления в себе, чтобы они получили афтономии. В начале было сказано, что и сами пирошеики, пусть каждый возьмет на себя бразды правления. В конце концов он обратил указ ко второму смыслу и попытался посягнуть на дела людей, получивших афтономию. Итак, они открыли против них войну. И, наконец, силой оружия, взметнувшейся, как тростник, на небеса пепел свежеиспеченных афтономий…»
Вот правда! Вся правда революции, вся трагедия Алаша, застрявшая в немыслимом тупике, оседает в этой цитате.
А реальность Туркестанской автономии или мухтарияты была еще серьезнее. Большевики прольют всю военную мощь на Коканд. Не говоря уже о мальчике, старике, женском предмете, все души бреют сына одиннадцать дней, одиннадцать ночей. Об этом пишет Хайретдин Болганбаев («Бортан») на «флаге единства» (15.03.1918) «Тұлы бойларының қының Сасы». Конечно, характеризуют большевиков. «Из 31-го гинуара в 10-й феурал дни не сходили с ума Туркестанского народа. В те дни человек-зверь открыто показывал свое лицо Туркестанскому народу. Эти дни в истории Туркестана пишутся кровью, а не чернилами!”- начал он с трагедии.
Невозможно безразлично прочитать следующие строки письма писателя « ” бедный Туркестан! Ты ведь вчера был свободой, всегда старался, чтобы ты потерял свободу, чтобы наступил День равенства. Ты ведь помнил ту же славную железную силу и платного мудрого Бабыра, погруженного в пар великих перемен России. Нет, тебя обманули зря! Мертвое равенство со стороны бумена не воскресает. Если ты искренне сожалеешь и явно скучаешь по этому равенству, пусть пар перемен исходит от тебя! Пар перемен извне-из России, из Европы-тебе не будет благом. Ты все еще замерзла, и даже если твой день был жарким, в тебя еще не проникла жара свободы. Теперь, когда невинная кровь, струящаяся в этих глазах, как вода, пробегает по тебе, только тогда ты согреешься. Только тогда ты увидишь утюгов и Бабуров… Ах, вокруг воняет кровь!.. Теперь я не могу оставаться прежним, видя эту кровь. Эта кровь меня не усыпляет. Пока эта кровь стоит перед глазами, я не могу согреться в хлопчатобумажном одеяле. Душит …во сне».
Точно так же говорить правду, передавать и образ, и прямой образ – это одновременно и жест, и «дело совести». Здесь, по-видимому, есть и предыстория, и тайна высказывания поэта Магжана «ни одного, ни одного равного».
Не один факт доказывает, что творчество Хайретдина Болганбаева превысило казахский район. В 1934 году в Стамбуле, столице Турции, издается сборник «Гаспаралы Исмаил бей» под эгидой Жафера Сейдахмета. Это была памятная книга, посвященная 20-летию со дня смерти И. Гаспринского, звезды тюркского мира. В данный сборник входит турецкая версия статьи Х. А. Болганбаева «год Исмагилбека Гаспринского» (газета«Қазақ», 15.04.1915) в большевистских репрессиях. Автор от имени казахской интеллигенции: “спустя годы, столетия, одна смерть, которая не исчезнет из сердца народа, была перенесена турецкой породой в нашей Русии. В этот же день наш великий дед, вождь, ардакты Исмагилбек вернулся из нас в вечное состояние. Сколько миллионов турецких детей остались сиротами. О том, как это послание обрушилось на всю турецко-татарскую публику в Русии, можно судить по печальным статьям, написанным в матбугатское время. Бесчисленное количество телеграмм, пришедших в газетные управления Русии, указывало на то, что эта казнь была общей. Мы потеряли нашего непоколебимого дедушку, наш Курган кайыспас рухнул, и глаза наполнились матбугатскими статьями. У наших казахов есть одна церемония: когда исполняется год смерти человека, вся страна оплакивает этого человека. Его хорошие манеры, образцовые поступки заставляют его оплакивать заслуги, которые он выполнял на протяжении всей своей жизни, чтобы потом раса не была забыта. И мы сегодня, совершив этот ритуал, вспомним улугские дела наших предков, прямой маршрут”. А главное слово в этом труде еще не исчезло. Он сказал: “мечта нашего благодарного предка заключалась в том, чтобы продвинуть нацию вперед. Путь был любить нацию. Мы, ученики, это-долг. Это наш долг – не забывать о своих делах”»
Деятель Х. А. Болганбаев после установления большевизма работал в сфере образования и печати. Был завучом в Ташкенте, Кызылжаре. Он является одним из преподавателей КазПИ имени Абая, первого высшего учебного заведения нашей страны, основанного в 1918 году в Ташкенте. Это «Киринпрос» (Казахский институт просвещения), где в свое время останавливался А. Байтурсынович. Также по приезду в Архангельск, Сыктывкар, преподавал в Капыланбекском зооветтехникуме в Келесском (позже Сарыагашском) районе.
В своем ответе следователю НКВД от 12 января 1929 года Хайрекен сказал: «Я не верил в жизнеспособность советского строительства и его долговечность. Я думал, что это временно. Известно, что большая часть советской власти (например, разверстка и др.) вызвала гнев населения. Также стало известно, что в решении судьбы государства не участвует казахский народ. Он был чем-то в руках русского народа. Поэтому я не думал об агитации, противостоянии народу власти ” (архив Комитета безопасности РК, фонд 6. Дело № 011494. Т. 1. С. 167-181).
В письмах НКВД, в заключении вопросов и ответов Хайретдин указывает, что Болганбаев является «членом шпионско-диверсионной, террористической организации против Советской власти»… Известно, что все такое определение было составлено вручную. Было понятно, что им напишет власть, которая так оценила патриотизм, позицию алашской интеллигенции. Первый загнал в Сибирь. Второй был расстрелян в Абакане Алматинского НКВД, ночевал на Земле Талгарского района (село Жаналык). Это было 23 ноября 1937 года… 20 лет спустя» Белый бог ” вернулся, и дед был реабилитирован 24 августа 1957 года. Каждый момент, день, неделя, год мучительных дней записаны в воспоминаниях нашей матери Гульнары Болганбаевой «мой отец Хайретдин и правда о судьбе».
Просматривая архив Комитета безопасности РК, в приложении к делам №10702, №26411 НКВД СССР я нашел фотографию, паспорт, подлинники справок, документов, связанных с деятельностью и личным делом, следственными действиями Хайретдина Болганбаева. Это серьезная находка хайретдинту. В книге, которую я представил читателю, я остановился на каждом из них.
Казах «не будь сыном Деда, будь сыном человека!”говорит завещание. Великий Абай, отражая эту мысль, в своем стихотворении определил место своего отца Кунанбая в истории. Мы также доказали, что Совершенная Личность Алаша Хайретдин Болганбаев является достойной гордостью казахского народа, и оценили его историческое место на основе новых данных.
Достык КАМЕЛОВ, политолог
© egemen.kz