Политика царских властей по продаже казахов в рабство

16 ноября 1737 года по приказу женщины-царя Анны Иоановны в Сибири (ныне северный регион нашей страны) было легализовано ведение работорговли.

В указе здесь говорится:”…если они пойманы, им разрешено продавать, крестить и бесплатно-бесплатно без пула», – говорится в сообщении. Рабское угнетение особенно усилилось в связи с падением ойратского ханства и притоком русских в казахские степи. В 1755 году был принят дополнительный указ к приказу царя Анны Иоановны, узаконившей работорговлю выше, и говорится, что землевладельцы добровольно обменяли купленных рабов в качестве товаров, крестив их. Этот закон был отменен в 1822 году после издания правила» управление казахами Сибири”. Следовательно, колонизаторы занимались продажей казахов в рабство в 1737-1822 годах, в течение 85 лет.

Академик Манаш Козыбаев отметил: “Казах – страна, которая видела самую отвратительную форму колониализма. «Желая оправдать русскую колонизацию, русские не занимались работорговлей, не брезговали местным населением, а просто использовали свое сырье», – говорят некоторые историки. Если вы когда-нибудь читали записку профессора Фурсова «Сибирские чтения», опубликованную в 1915 году, вы знаете, что казахи видели самый отвратительный колониальный вид в мире. В записке говорится, что колонизаторы, используя казахских девушек для создания борделей, отправили специальный отряд, который привел казахских молодых девушек на связку-матап и продал их койше на рынке…”,- пишет он.

Точно так же один из казахов, Телжан Шонанович, в одной из своих заметок рассказал о судьбе казахских девушек, проданных в рабство: «Джарлы купит детей казахов, а правительство поработит русских. Девчонок будут гонять в каторгу. Для этого царь Амир в 1825 году сказал: «во всяком случае, покупайте у казахов девочек, их нужно гнать в каторгу».

Как говорил выше Шонанович, выкуп и содержание казахских девушек в качестве наложниц продолжалось до середины XIX века. Стоимость торгуемых казахов (факт 1737 года): 40 – летняя казахская жена – 12 рублей; 30 – летний парень (с женой)-1 лошадь, 1 жеребенок и 16 рублей; 16 – летний юноша-12 рублей; 20-летний парень-15 рублей. Если учесть, что в те времена стоимость коня составляла 91.5 копейки, то видно, что работорговля была весьма прибыльной. Для того, чтобы получить прибыль от такой выгодной торговли, в казахской степи проводится лучшая-Лучшая кампания по отлову людей. Ученый – исследователь казахской степи Г. Н. В одной из своих заметок Потанин писал: “Сибирский русско-казачий отряд часто совершал походы на казахские степи, чтобы продать рабовладельца. В ноябре 1743 года вооруженный отряд из 280 человек жузбасы Дорохова напал на казахские степи, взял в плен 42 человека для продажи в рабство и загнал 812 голов скота», – говорится в сообщении.

Порабощенные с казахской земли были проданы в крепости на приграничных рубежах Урала, Иртыша, Есиля. Большим рынком для продажи рабов в масштабах всей России была ярмарка Ибрит (Ирбит), открытая в 1631 году. Работорговля здесь резко возросла в середине семнадцатого века. Там взрослые рабы продавались по 25-50 рублей, дети-по 10-25 рублей. Царь оргам, дав разрешение на продажу казахов в рабство, предоставил подчиненным правительству казахским султанам возможность держать рабов. Это было больше похоже на то, чтобы бросить огонь среди тюркоязычных, подчиненных империи, чем на» возможность”. Например, 5 сентября 1755 года в грамоте, адресованной его высочеству царю Нуралы-хану, он сказал: «пусть жена, ребенок, скот-имущество беглых башкир будут подарком вам и подчиненным вам старшинам-султанам». Это событие стало первым законодательным актом использования рабов в казахской степи”, – говорит Крафт.

О состоянии казахского народа в это время Чокан Уалиханов в письме к другу А. Н.Майкову говорит: «в Сибири бурятаны не просто ломают собаке, а делают все, кроме нее». Журналист-исследователь Амантай Какен в исследовательской работе» запыра темных лет «сказал: “стоимость казахов, попавших в работорговлю, варьировалась в зависимости от рынка рынка. Так, в 1737 году 40-летняя женщина оценивалась в 12 сомов, 30-летний парень (включая невесту) – в 1 лошадь, 1 жеребенок и 16 сомов. В 1748 году в Кургане Святого Петра 25-летняя женщина была обменена на жеребенку и суконную кобылу. 20-летний казахский парень достиг 15 сом. С учетом того, что по ценам того времени два пуда (32 кило) мяса крупного рогатого скота стоили 80 копеек, а конь – 91,5 копеек, продажа казахов в рабство была очень прибыльным источником бизнеса», – говорит он.

Продажа детей в рабство в казахских степях, во-первых, в степи появились рубежи и крепости, голодали казахи, лишенные места проживания на протяжении веков. Более того, военный отряд колонизаторов организовал резню под предлогом «штурма рубежа». Из-за такой жестокости и голода степь также начала кампанию по продаже детей. Русский исследователь А. И. Левшин: “если казахи, потерявшие скот и землю, бегут в стороне, то семьи, столкнувшиеся с тяжелым бытом, начали продавать своих детей в рабство. В 1815 году в Малом жузе за месяц было продано 200 казахских детей”» Как сказал член Петербургской академии наук, профессор В. И. Даль: “этой зимой казахи снова начали продавать своих детей. Недавно я видел четырех мальчиков, купленных за 75 сомов (ассигнований)», – говорится в служебном досье, написанном в 1802 году министром торговли Румянцовым, Троицким городским учреждением «таможна”: “большинство казахов голые-В общем, мужики, жены, дети ходят с безлюдными попрошайничествами. – Я не знаю, что это такое, – сказал Я. – я не знаю, что это такое. Короче говоря, в 1819 году царь Александр I принимает документ, разрешающий «продавать в рабство детей буратаны, покупать их спекулянтам. Точно так же в записке Алексея Левшина (изданной в 1832 г.) есть упоминание: «стоимость казахских детей, продаваемых на рынке». В нем говорится, что мальчик – 4-5 мешков рыжей пшеницы, девочка – 3-4 мешка рыжей пшеницы. “В период возникновения этого закона русско-казачий конный отряд занимался вырубкой казахских сел и продажей захваченных детей помещикам с собственным производством”, – сказал выдающийся историк Е. Б. «В результате выдачи разрешения собственникам крупных горнодобывающих заводов и русским помещикам, использующим трудовую силу Басыбайлы, посредством специально изданного королем Александром I Закона о продаже детей в рабство, в Гурьеве за месяц было продано 100 казахских детей: мальчиков-4,5 мешка, девочек-3,4 мешка ржаной муки», – говорит Бекмаханов .

На 5-й странице Семипалатинского издания «Записки географического общества» в 1911 году говорилось: «в 1808 году русские получили право от имени правительства покупать и обменивать казахских детей, но купленные рабы получили свободу, когда им исполнилось 25 лет. Это был еще либеральный закон. Ведь до того, как этот закон был издан, русско-казаки и люди, служившие на различных военных должностях, силой захватывали женщин, детей и рабочих казахов. Некоторые воеводы держали гарем из казахских женщин. Цены у женщин были относительно невысокими: девочка 7 лет стоила 20 копеек, а мальчик 25 копеек, цена у взрослых поднялась с 10 до 20 копеек. Центром, где проводилась торговля, была ярмарка”, – пишет он. В работе писателя Сабита Муканова “Очерки истории литературы XVIII-XIX веков”, опубликованной в 1942 году: “в 1819 году царь Александр I издал закон о купле-продаже казахских детей. Об этом событии Алексей Левшин в своей книге «История киргизско-казахских орд», написанной в 1832 году, говорит: «на рынке казахские мальчики продавали 4-5 мешков рыжей пшеницы, девочки – 3-4 мешка Рыжиков». И говорит, что за месяц было продано 100 детей. На другой стороне казахов, которые сами столкнулись с голодом и вынуждены были продать свое детище, чтобы выжить, русско-казачий конный отряд колонизаторов захватил их детей и занялся грабежом скота. Историк А. И. В записке Левшина говорится: вооруженная карательная экспедиция под названием» Военные поиски ” разграбила деревни и разграбила скот. Например, в 1830 году такой отряд насиловал только одну страну Байбюри и загнал 12 тысяч овец, 2 тысячи лошадей, 1500 коров, 700 верблюдов».

Принятие документа об отмене рабства

Указ, изданный 23 июня 1808 г., гласил: «все добровольные русские граждане могут обменивать, продавать кыргызских (казахских) детей в следующих случаях:

Возраст 25 лет;
Если обменники и покупатели заявляют об этом (по продаже, обмену, покупке, замене) в Оренбургскую пограничную комиссию;
Говорят, что каждый покупатель добровольно передает заключенного кому-то другому. В указе, утвержденном Сенатом от 13 февраля 1819 года, говорится: «Поскольку киргизы и киргизские женщины были разделены на тех, кто был куплен до указа 1808 года, и тех, кто был куплен после указа, пусть первые останутся в руках своего хозяина до конца его жизни, а последние будут считаться свободными после того, как им исполнится 25 лет». Работорговля, начавшаяся в первой половине восемнадцатого века, была прекращена на основании «Устава сибирских киргизов», принятого 22 июля 1822 года. В параграфе 276 настоящего Устава говорится:”…Пусть с этого дня будет строго запрещено содержание нового раба!”,- говорится в сообщении. Но по данным Н. крафта: «полная отмена рабства в казахской степи наступила после 1875 года”.

Действительно, история продажи казахов в рабство не прекратилась, хотя в 1822 году царское правительство приняло закон и запретило его. Другой документ содержит сведения о том, что в 1859 году по приказу Западно-Сибирского генерал-губернатора Г. Х. Гасфорда около 400 киргизских (казахских) рабов получили свободу.

Бекен Кайратович,

журналист-исследователь, деятель культуры РК

Abai.kz

Комментарии

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Поделиться

Facebook
VK
OK
WhatsApp