“Большой Туркестан”: что говорят данные?

Политика нацистской Германии в отношении Туркестана во время Второй мировой войны связана с идеей создания Туркестанского легиона и государства «Большой Туркестан». Поскольку история Туркестанского легиона представляет собой очень широкий и сложный вопрос, касающийся военнопленных, в этой статье мы ограничимся анализом идеи «Большого Туркестана». Действительно ли у фашистов был план по созданию государства “Большой Туркестан”, или это тоже утверждение без научного обоснования, закрепленное в советской историографии?

Бывшие советские и современные российские исследователи утверждают, что даже когда нацистская Германия готовилась к вторжению в Советский Союз, Туркестан также был назван отдельным регионом в плане создания в будущем отдельных регионов, подчиненных Германии на земле СССР. Обратимся к мнению выдающегося ученого М. И. Семиряги, изучающего внешнюю политику Советского Союза и историю Второй мировой войны: «в зимние и летние месяцы 1941 года на основе общих указаний были составлены планы участия отдельных групп вооруженных сил в военных действиях, а также определены меры управления советскими землями, которые будут завоеваны в будущем. Было решено создать рейхскомиссариаты для управления завоеванными землями. Изначально планировалось создать пять комиссариатов – Остландский, украинский, Кавказский, российский и Туркестанский». Однако данные, хранящиеся в архивах Германии, свидетельствуют о том, что накануне войны нацисты не имели специального плана в отношении Туркестана. В документе «политические указания в отношении Туркестана», написанном 25 ноября 1941 года, читаем следующие строки: «в ходе перестройки Советского Союза, т. е. бывшего русского государства на основе его национальных частей, стремятся отделиться и центральноазиатские края, населенные тюркскими народами, это в первую очередь бывшие советские республики Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Киргизия. Указанные регионы находятся в исключительном положении с этой точки зрения, поскольку до сих пор не было запланировано создание Имперского комиссариата для их управления». Следовательно, даже через пять месяцев после начала войны не было четкого плана создания Туркестанского рейхскомиссариата. Причина в том, что, поскольку земли, лежащие к востоку от Урала, находятся далеко от Германии, накануне войны основное внимание нацистов было обращено на западные республики, Кавказ и Крым. Поэтому планировалось создание имперских комиссариатов Украины, Остланда (Прибалтика и Белоруссия), Кавказа и России (Московия) на непосредственно оккупированных землях. В первые месяцы войны возникла необходимость в определении направлений политики в отношении Кавказа и Туркестана, когда стало ясно, что миллионы советских воинов были взяты в плен и среди них были представители советских восточных народов.

Политика фашистской власти в отношении тюркских народов претерпела ряд изменений в ходе формирования нацистской идеологии и практики. На начальном этапе в рамках спора о превосходстве арийской расы возникло понятие «Untermensch» («те, кто ниже человека» или «те, кто не достиг человеческого ранга»), характеризующее представителей народов, стоящих ниже них. Нацистские идеологи обнаружили, что причиной того, что русские стали «унтерменшами», было присутствие в них монголо-татарской крови. Следовательно, в этом смысле азиаты вообще не считались людьми. В первые месяцы войны пресса описывала действия советских войск как «монгольское дикое действие». Нацисты пытались убедить немецкий народ, что Третий Рейх «защитит мир от азиатской угрозы». Поэтому в документе, подготовленном накануне войны Верховным штабом Вооруженных сил Германии (Вермахта) в мае 1941 года, под названием «указания, направленные на определение платформы группировки войск в России», говорится: «необходимы особые подозрения и строгая осторожность в отношении всех войск и заключенных в рядах Красной Армии …Особенно азиатские бойцы Красной Армии будут очень непостижимы и жестоки». Приказ от 24 июля 1941 года запрещал ввоз захваченных в плен представителей азиатов из рядов Советской Армии на территорию Германии, где они должны были содержаться в лагерях в оккупированных странах. Глава Восточного министерства А. Розенберг имел собственное мнение о советских восточных народах: «большинство немецких националистов отвергают идею» духа Востока”, потому что у них нет глубокого понимания этого духа Востока. Восток в целом слишком сложен». Он говорит, что» Московия ” (Россия) – очаг русско-монгольской дикости, однако не стоит сопоставлять русских и другие народы Советского Союза, а наоборот, придавать особое значение сепаратистскому движению других народов, кроме русских. Гитлер воплотил эти идеи в клоунском смехе:» слишком настойчивое противостояние Розенберга русским и их неспособность считать Розенберга русским”. А на самом деле, родившийся и выросший в Прибалтике, который долгое время был частью России, немец Розенберг знал бы национальные проблемы Российской империи лучше, чем другие лидеры Третьего Рейха.

Накануне Второй мировой войны при Министерстве иностранных дел был создан комитет, занимающийся российскими вопросами. Руководителем комитета был назначен Вильгельм Георг Гроцкопф, дипломат, который в свое время работал в консульствах Германии в России. Первоначально Комитет занимался только сбором данных о различных народах, населявших Советский Союз. После начала войны против Советского Союза сфера действий этого комитета была расширена. В июне 1941 года в Комитет стали приглашаться специалисты, знающие историю, язык и религию, обычаи народов Советского Союза. Дипломат Вернер Отто фон Хентиг, в свое время побывавший в Турции, Иране, Афганистане, Бухаре, Кокане, Хиве, Туркестане, хорошо знавший историю тюркских народов, занимался вопросами советских восточных народов.

Комитет начал поиск политических деятелей, эмигрировавших с советского Востока в Европу через ученых-востоковедов и квалифицированных дипломатов. Известно, что Тюркская интеллигенция, сознательно выступавшая против имперской политики советской власти и отвергавшая ее, эмигрировала в Турцию и другие азиатские страны. Часть тюркских эмигрантов, уехавших в Турцию, перебралась в Европу с 1920 по 1924 год. К ним присоединились студенческая молодежь, которая позже в 20-х годах отправилась учиться в Германию, и турки, которые по разным причинам остались в Европе. В 1922 году Алимжан Идрис Бухар в качестве представителя Народной Республики привез с целью обучения в Германии 64 студента и школьную молодежь. После того, как впоследствии была упразднена автономия Бухарской республики и она присоединилась к Советскому Узбекистану, после роспуска представительства Бухарской народной республики по культурным отношениям в Берлине ряд студенческой молодежи остался в Германии. Были представители первой группы, идейно и организационно обосновавшие политическую деятельность тюркских эмигрантов в Европе. Борьба политических эмигрантов за освобождение тюркских народов основывалась на идеях туранства и тюркизма. Идея туранства возникла в XIX веке в работах венгерского ученого А. Вамбери. С 1913 года в Венгрии издается журнал «Туран». В двадцатом веке туранство вышло за рамки научного термина и стало политическим течением.

Во время Первой мировой войны туранство продвигал Ануар-паша. В европейской научной литературе идея политического, культурного и этнического единства всех народов тюркского происхождения и венгерских, финно-угорских народов и политическое движение, основанное на этой идее, назывались туранством. Понятия туранства и тюркизма часто используются как синонимы. В документе под названием «идея Туранства», подготовленном специалистами, занимающимися историей народов Востока по поручению главного управления Эсэс, говорится: «идея Туранства… = пантюркизм. Он стремится объединить все народы тюркского происхождения, кроме основных (анатолийских) турок, т. е. туркестанцев, татар, крымских турок, азербайджанцев и др. Особое внимание к этому вопросу уделяют Тюрки России». Конечно, Министерство иностранных дел и Министерство Востока Германии не интересовались содержанием идей туранства и Тюркизма и целями и интересами тюркской интеллигенции, которые обосновывали эту идею, для них главным было возможность использовать эти идеи в войне против Советского Союза. Франц фон Папен в письме в Министерство иностранных дел от 25 июля 1941 года предупредил об эффективности использования идеи туранства в пропагандистских целях в борьбе с Советским Союзом и предложил объединить их в специальные частные лагеря для пропаганды этой идеи среди военнопленных тюркского происхождения.

Однако опытные дипломаты и ученые-тюркологи, хорошо знающие политическую ситуацию в Советском Союзе, выразили подозрение в успешности пропаганды туранского единства, отметив, что идея туранства не получила широкого распространения среди советских тюркских народов. В отчетном докладе, направленном дипломатом г. Хильгером в Министерство иностранных дел от 3 августа 1941 года, идея объединения всех тюркских народов мира создает раскол между тремя крупнейшими народами Кавказа-грузинами, азербайджанцами и армянами, поскольку армяне и грузины вообще не любят Турцию, а также туранские идеи могут не распространяться на Иран, поэтому туранство не является идеей, а написал, что нужна поддержка идеи, которая могла бы поднять Туркестан, где находится большая часть. Но политические деятели Туранской направленности Турции надеялись распространить эту идею среди тюркских военнопленных. В письме посла Германии в Турции Франца фон Папена в Министерство иностранных дел от 13 августа 1941 года говорилось, что младший брат Ануар-Паши Нури Киллигиль (Нури-паша) был готов приехать в Германию и заняться вопросом военнопленных тюркского происхождения. В сентябре 1941 года Нури-паша прибыл в Германию и несколько раз встречался с начальником политического отдела Министерства иностранных дел Э. В. Ндрманом, который обратился к военнопленным тюркского происхождения и мусульманам с просьбой разместить их в частных специальных лагерях для создания групп, борющихся за будущее стремление к туранской идее. Также идея выделения представителей кавказского и тюркского народов из общего числа советских военнопленных была выдвинута ранее в министерстве Востока при А. Розенберге. Впоследствии эта идея привела к созданию восточных легионов из кавказских и туркестанских пленных.

Предостережения немецких дипломатов и ученых, хорошо знавших Советский Восток, о том, что идея туранства наносит ущерб интересам Германии, не остались на земле, потому что для нацистских правителей идея не объединяла, а скорее классифицировала народы Советского Союза. В вышеупомянутом документе “политические указания в отношении Туркестана «говорится:” идея Пантуранства должна быть полностью вытеснена, используя все возможности. Идея продвигается не нынешним турецким правительством, а турецкими националистическими группами, которые объединились вокруг Нури-паши, брата Ануар-ПашиПредостережениях дипломатов и ученых, хорошо знавших Советский Восток, о том, что идея туранства наносит ущерб интересам Германии, не остались на земле, потому что для нацистских правителей идея не объединяла, а скорее классифицировала народы Советского Союза. В вышеупомянутом документе “политические указания в отношении Туркестана «говорится:” идея Пантуранства должна быть полностью вытеснена, используя все возможности. Идея продвигается не нынешним турецким правительством, а турецкими националистическими группами, которые объединились вокруг Нури-паши, брата Ануар-Паш. Пантурановское движение предполагает объединение всех тюркских народов под властью Турции, к этому объединению должны присоединиться не только государства Средней Азии, но и Азербайджан, включая Батуми и Баку. Они также находят историческую причину (которая была турецкой до 1878 года), оправдывающую их надежду на аннексию Батуми. Аннекую идею”.

В 1924 году советская власть определила границы земель, населенных казахским, кыргызским, узбекским, туркменским, таджикским народами в составе бывшей Российской империи и разделила их на пять республик. Таким образом, Туркестан перестал быть единым государственным объединением. Однако эта фрагментация не рассматривалась тюркскими эмигрантами в Европе как законное явление. Они продолжили борьбу за освобождение и единство Туркестана. Эту мечту туркестанских эмигрантов использовали в своих целях правители фашистской Германии. Восточное министерство планировало создать «санитарный кордон» вокруг «Московии» после поражения Советского Союза, этот кордон должен был охватить Украину, Белоруссию, балтийские государства, Кавказ и Среднюю Азию со своим собственным управлением, подчиненным Германской империи. Независимо от того, как называется Средняя Азия, будет ли это «Туркестан» или «большой Туркестан», нацистам не нужно было, чтобы эти имена имели смысл. Поэтому, по аналогии с Туркестанским легионом и Национальным комитетом, он использовал название «Туркестан». В. Хентиг, хорошо знавший Восточную историю, предложил назвать этот кордон «Чагатайским улусом», чтобы не пренебрегать тюркскими народами Поволжья. Нацисты не одобряли эти идеи, потому что мысли о единстве тюркских народов противоречили бы идеологии расизма. Однако расхождения во мнениях между различными группами фашистов не вызывали споров, так как не был разработан специальный план, направленный на захват отдаленного Туркестана силой оружия. Основное внимание фашистских правителей было уделено Кавказу и Крыму, которые находились ближе к линии фронта, и не было необходимости принимать срочные решения о будущем Туркестана. Поэтому фашистские власти использовали идею создания комиссариата» большой Туркестан ” не как реальную цель, а как средство пропаганды.

Во всех документах Министерства иностранных дел Германии, Министерства Востока, Генерального штаба Вооруженных сил и других учреждений в основном используется название «Туркестан». Название» Большой Туркестан «(Grossturkestan) мы встретили только в документе, который был назван» аграрными, религиозными и национальными проблемами в оккупированных восточных регионах”, направленном на усиление эффективности агитационной работы. Третья часть этого документа содержит следующие указания относительно пропаганды национальной политики Германии: «в отношении России, соответственно, нерусских народов, подчиненных Советскому Союзу, применяются» принципы личного развития”, изложенные в речи имперского министра на приеме представителей прессы 18 ноября 1941 года. Методы выполнения этих принципов в отношении разных групп народов должны быть разными, что определяется тем, насколько эти методы важны для русских, как они относятся к Германии и ее новому порядку на востоке. … Необходимо усилить немецкое пропагандистское влияние на наиболее важные этнические группы, которые все еще остаются в рамках большевистской власти. Поэтому для этих народов выгодно осуществить следующее действие. …Обещаем независимость ближним к Майдану народам (Кавказским и тюркским народам). На данный момент поддержка пантуранства не будет эффективной. Лучше всего объединить все кавказские народы, с одной стороны, несмотря на их национальные и религиозные различия; с другой стороны, рассматривать народы Большого Туркестана, в частности узбеков, таджиков, туркмен, казахов и горных киргизов, как второе объединение на востоке. К ним не следует включать башкир и волжских татар, которым как особо охраняемым народам предоставляется областная автономия в пределах земель, населенных русскими». Следовательно, эмигранты, легионеры и их мечты о независимости Туркестана были лишь средством ослабления главного врага правителей нацистской Германии-Советского Союза. Однако пропагандистские уловки нацистов позволили советской власти обвинить туркестанских эмигрантов в предательстве Родины, что усугубило судьбу туркестанских эмигрантов, которые боролись за освобождение своего народа на чужбине, погибли или были полностью изгнаны с родины.

Гульжаухар Кокебаева, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом Института истории и этнологии им.Ш. Уалиханова

egemen.kz

Комментарии

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Поделиться

Facebook
VK
OK
WhatsApp