Трагедия нации

Сарсембин Умбеткан Куандыкович

Кандидат филофийских наук,

Актюбинская региональная

заведующий кафедрой университета

Если смотреть на любое событие в истории казахов, то на другой стороне стоит вопрос о судьбе страны. Как известно, вопрос о судьбе страны является самым острым и актуальным в любое время. Все вопросы, связанные с национальными интересами, вытекали из этого. Борьба за освобождение нации, зажженная колониальной политикой царской России, является доказательством нашей речи. Поскольку интересы нации превыше всего, при правлении красных было много борьбы с тиранией. Потому что чуждая власть пыталась насильственно, умышленно и несправедливо изменить традиционные культурные блага, внутреннюю структуру общества, сложившиеся в казахском обществе с давних времен.  Об этом писали зарубежные историки, побывавшие в казахской степи в период колониальной политики царя. Польский писатель Адольф Янушкевич в своих трудах» о поездке в казахскую степь ” рассказал, как умышленно проводимая политика извне негативно влияет на жизнь местного населения. «Он имел обыкновение брать взятки, даже если он сам скрывал ложь, которая давила на жизнь народа. В глазах казахов скот показывал по-другому, притворялся человеком, который добросовестно служил, и, чтобы не выразить взятку, давал по-другому данные по прибытии в центр. А еще один Ее Величество, уважая этих гостей, сказал, что за обслуживание придется потратить немало денег…

– Я не знаю, что это такое, – сказал он. Даже кнут он клал не только простому казаху, но и головам волостей и старшин. Один из таких чиновников даже стал известен как» кнут-майор» ” (С. 212 Адольф Янушкевич заметки о поездке в казахские степи. Астана: перевод, 2003.-264 С.). Подобные произволи (представители царской власти-автор) действия вызывали недовольство страны. Известно также, что различные пороки колонистов, недовольство колониальными мерами, гнев, ярость в конечном итоге превратились в национальные восстания, повлекшие за собой большие человеческие потери и убыль скота.

Советские власти также известны своим невыразимым ужасом. 1931-1933 гг. ошибочно совмещать причину голода с природой. Также известно, что для населения, живущего в этой природной среде с незапамятных времен, сохранить хозяйство несложно. А к казахскому обществу относится политика, умышленно проводимая извне (искусственно организованная перепись скота, насильственный сбор скота у населения царским правительством на войну или под другими предлогами, формы давления со стороны интеллигенции белой нации со строительством советского правительства, в том числе богатых и религиозных, особенно «классовая борьба», подстрекательство богатых (скот богатых) мерами искусственного уничтожения, мятежами против несправедливости, нанесением ущерба стране, ее негативным влиянием на быт страны и т.д.) В конечном итоге привели к голоду. Учитывая, что бытие нации, живущей там тысячи лет, также тесно связано с ее природой, состояние природы способствует формированию видов хозяйства в рамках определенного быта. Известно, что владение землей, ее правильное использование и защита также формируют самосознание и опыт нации. У казахов есть поговорка:» Если у тебя есть дневная жизнь, собирай скот до полудня”. Это не зря. Мы видим, что в обществе, живущем в гармонии с природой, не было заботы о жизни, о суровом характере природы. Поэтому известно, что ошибочно сочетать причину голода с засухой, которая имеет место в природе. Наши предки вели кочевой образ жизни, так как заботились о потомках. Если серьезно, то можно заметить, что петиция, написанная от имени казахского народа в царскую власть в 1905 году, также вызывает проблемы, которые ставят казахское общество в тупик. Накануне казахская интеллигенция предупредила, что такая политика повлечет за собой большие потери страны.

Несправедливость в политике, имевшая место в царские времена, проявлялась и в отрицании быта страны, пользы исконного опыта, дискриминации. «Не говоря уже об общей политике царской России, которая объединила туркестанцев, все слои населения под своим контролем, – пишет Мустафа Шокай в статье» Ложь большевиков о национально – освободительном движении 1916 года”, – сам приказ, призывающий туркестанцев к черной работе на фронте, был чужд природе, духу нации. 1916. уі.Царский указ, изданный 25-го числа, призвал туркестанцев к работе на фронте, не разделяя класс. Все туркестанцы были в равной степени обречены на эту катастрофу…

Русский мужик, потерявший все права в России и остававшийся совершенно бесправным, по прибытии в Туркестан стал хозяином. Если бы их вещь, скот были потеряны, нас бы привлекли к ответственности. – Я не знаю, – сказал он. “Зародыш революции” 1916-го года вырос в результате этой мудрой политики царской России ” (с. 217 Шокай М. избранный. – Алматы: Кайнар. – Т. 1. – 1998. – с. 512). Он знал, что если из – за проводимой внешней политики возникнет несправедливость, то в любой момент возникнет и борьба с ней. Потому что для интеллигенции нации, как для человека, так и для человека, интересы страны, независимость дороги. Свобода человека исходит из свободы нации. Процветание страны связано со свободой нации. А для некоторых царских генералов было выгодно и выгодно сокрушать казахских повстанцев и их деревни, у которых не было оружия в руках (хотя и скромных) после того, как они пошли на войну. По словам Миржакипа Дулатова, ” сидящие в Абаках граждане (в городе Торгай – С. У.) Тогда были на стороне бойфренда, боялись, что если страна сопротивится, армия выйдет и разгромится. Несмотря на это, военачальники считали, что казахи-это все казахи, как говорится, «желтый русский-это все русские». На высоких позициях казах был особенно угрожающим. Действительно, вооружение восстания не стоило того против правительственной армии Сая. Они сами знали, что в разгар войны между немцами и казахами, если между казахами будет тихо, эта армия должна уйти на фронт войны. Поэтому казахское восстание было сильным и они хотели остаться в стране и оставаться в безопасном месте ” (С. 218 дулатулы м. собрание сочинений в шести томах. Том 3 / Сост.: Г. Дулатова, С. Иманбаева. – Алматы: Школа, 2013. – 400 С.)

Политика может лежать и в основе разжигания народом различных восстаний, провоцирования голода путем проведения различных антинародных политик против интересов нации. В стране, опустошенной войной и голодом, сначала будет горе. К сожалению для потомков, не было учтено, что это неизгладимое страдание, большое насилие, чтобы поставить народ в такое болезненное состояние.

Также имеются данные о том, что богатые казахи и религиозные люди с конфискованным животноводством тратили людей на склады советской власти для максимального выживания населения от голода и распространяли захваченное зерно голодающим. Они пошли на такие действия. Советские власти судили и депортировали их по обвинению в создании» бандита«,» бандитской банды”. Одним словом, стал жертвой политических репрессий. В протоколах закрытого заседания ОГПУ в Актобе в 1934 году содержатся следующие данные. Например, в голоде 1930-х годов в селах Батпаккаринского района современной Костанайской области представители сельского хозяйства и заведующие складами в колхозе вместе с некоторыми сельскими жителями были обвинены в тайной помощи голодающим. Среди них: Абдрахманов Кунанбай, Жаралиев Жармаганбет, Алмаганбетов Мусагали, Токболатов, Нурмаганбетов Омар, Қабылалиев Кабыланбек, Галиев Сейтбек, Кызбергенов, Байбосынов Жанкожа, Оспанов Оспазы, Курмалаев Кулен, Текебаев Мухамеджан, Абылкасимов Алан, Кударов .али и другие. Среди этих людей есть те, кто получил зерно из Аральского района и раздал его населению. Но, к сожалению, эти люди были обвинены тогдашним правительством в том, что они создали «банду», «украли зерно из колхоза», «допустили кражу зерна», тайно продавали зерно. Осуждая действия сельчан, которые в то время помогали голодающим, Актюбинский областной отдел ОГПУ вынес следующее решение: «данные жесткие указания районам усилит репрессии к расхитителям принявшие байские и групповые дела к всему проезду для направления их на внесудебное рассмотрение. Ставим перед прокурором и облсудом вопрос об усилении репрессий и собственной безопасности дела расхищения фондов продпомоши. Кроме ранее отмеченного нами привлечено за хищения фондов продпомоши по 18 делам 112 человек» (9-п. Ақтөбе облыстық мемлекеттік мұрағаты. –  13 қор, 2 тізбе, 282 іс – 1-11 пп.).

Из данных решения, вынесенного Актюбинским областным отделом ОГПУ, видно, что на колхозных складах не было столько зерна, сколько можно было бы разграбить. Заведующих складами также обвиняют в том, что они выдают сельчанам 30-100 кг проса и прячут его за других.

Материалы, которые мы имеем в отношении голода в Актюбинском областном государственном мургате, охватывают в основном 1933-34 годы. Из этих материалов (не говоря уже о голоде 1920 года и позже) видно, что еще в 1934 году количество смертей, вызванных голодом, не уменьшилось. По информации Актюбинского областного отдела ОГПУ от 25 марта 1933 года, в Уилском, Тургайском, Батбакаринском, Темирском, Табынском, Шалкарском и других районах Актюбинской области отмечается снижение смертности от голода. 23 февраля 1933 года в селах № 7,8,9, 10,16, 17,18 и 23 Уилского района от голода погибло 353 человека. А в период с декабря 1932 года по февраль 1933 года в Уиле от голода умерло 167 человек, гибель людей не прекращается, в селах № 7,9,10,14,16 и 18 срочно нуждаются в помощи 876 семей, говорится в протоколе.

10 февраля 1933 года в селах № 1,3,5,6,7 и 10 Батпаккаринского района от голода умер 321 человек, смерть продолжается, говорится в протоколе. Кроме того, по данным, зарегистрированным на 1 июня 1932 года, в этом районе умер 4781 человек, а с октября 1932 года по март 1933 года от голода умерло 1046 человек. Если человеческие жертвы не прекратятся таким образом, говорят, что к весне следующего года в этом районе Выживут только 25% населения.

В январе 1933 года в селе №2 Темирского района было зарегистрировано 25 смертей. А в селе №6 района погибли 10 семей, в том числе 28 человек. В селе № 6,4 и 2 в экстренной помощи нуждаются 147 семей, в том числе 556 человек (Актюбинский областной государственный архив. – 13 фондов, 2 Перечня, 282 дела-1-11 пп.).

Следует отметить, что данные о голоде не регистрировались систематически. Некоторые детали не попали на бумагу и остались незамеченными. В самих встречных данных сведения не приводятся полностью. Как следствие, точный список погибших от голода остается неизвестным. Мы знаем, что страна была опустошена из-за этого голода, и известно, что многие люди тоже умерли на дороге. Так, люди Тургайского района Актюбинской области (ныне Костанайской области) в то время прибыли в близлежащие к реке села Иргизского района. Многие погибли на дороге. В районах Иргиз, Айтеке би упоминается несколько географических названий, где похоронены жертвы национально-освободительного восстания и голода. Многие из них забываются из-за того, что в селах все меньше и меньше людей, не уделяется особого внимания и внимания. По словам некоторых высокопоставленных жителей села, только в одном селе Иргиз насчитывается около четырех мест захоронения жертв голода. Это некрополь у мечети в центре Иргизского района. Некрополь Итмола на земле у входа во второй Иргиз. Также предполагается, что в районе нынешней школы №1 в этом районном центре, на склоне озера мыльное, возможно захоронение. Здесь, в иргинском детском доме, также могут быть похоронены дети, умершие от голода и эпидемии, и люди постарше.По словам старших, останки людей были извлечены из этого места во время строительных работ в 1960-х годах. По словам сельских старейшин, Сабынколь можно похоронить в стороне или Итмоле. Четвертое место захоронено в районе мыльного озера у села Иргиз. В то время между озером и деревней был большой овраг. В этом же овраге были захоронены люди, умершие от голода и болезней, а рядом с деревней был закопан песок, вырытый для топки печи.

По данным архива, в апреле 1934 года Обл.В информации, предоставленной председателю исполкома, изложено состояние детского дома в Иргиз. Еще в 1934 году в Иргиме было 2 детских дома. Один из них-детский дом для безнадзорных детей-сирот. В этом году здесь проживало 470 детей. Второй-школа-интернат. Здесь было 300 детей. Кроме того, в этом году из голодающих казахских сел района привезли и госпитализировали 60 голодающих детей. Из 60 детей, поступивших в эту больницу только в 1934 году, 46 умерли из-за отсутствия питания в детском доме и врача в больнице. Отмечается, что детям в больнице не хватало мяса, молочных продуктов, не удалось спасти детей, ослабленных голодом из-за отсутствия муки, не было еды, а среди детей обострились различные заболевания. А в этом году в Карабутакском детском доме и школе-интернате было от ста до двухсот детей». (16-17 п. Актюбинский областной государственный архив. – 13 фондов, 3 перечня, 353 дела-1-20 пп.).

Мы также находим детей, умерших от голода в те годы, в память о брате Утебее Ханахине, который в зимний день закапывал их в большую чащу в Итмоле и видел, как таял снег: «…Я знаю, что кто-то из взрослых нашел и отвез в сани, стоявшие снаружи, накрыл меня войлоком. Это комсомольские отряды, которые путешествовали по казахским поселкам, массово умирающим от голода, чтобы выжить хотя бы выжившим детям. Остановившись где-то на дороге, я подошел к горящей кухне. Я прислушался к разговору двух людей, которые привели нас. Они увидели, что одна зимняя дверь была заснежена, и вошли в дом, расчищая лопатой. Вокруг просторного дома, отделенного от центра печкой, мелькают умирающие дети. С родителями 11 детей умерли от голода, не оставив ни одного. Говоря это, парень, которого держал Дельбе, стонал и плакал. Оказывается, в щитовых санях, кроме меня, есть еще несколько детей. Многие стонут слабо, не в силах поднять голову. Когда нас привезли в город, пятеро из 9 детей на санях приехали живыми.

….Нас поместили в дом бездомных в ритме. Там даже сложно. Тощий-стоянка, сам видел, как голодных детей убивают, поедая вшей. В долгую зимнюю ночь я вышел прямо перед рассветом. Думая, что это туалет, когда я открыл дверь кладовой рядом с ним, я увидел мертвое тело маленьких детей, которые, как саксаул, готовили дрова, упирались в потолок. Я упал там.  Кто-то сзади-мереу впустил внутрь…

Выписался из больницы на лето. Женщина средних лет, отдающая одежду,стонала. Я подумал: “почему ты плачешь?”я сказал. Затем мужчина вытирал слезы и говорил: «из 50 детей, которые пришли сюда, ты уйдешь живым. Оказывается, твоя жизнь будет долгой”»

….С наступлением лета я сопровождал детей и поехал к сестре, которая копала кирпичи на окраине города в районе, известном как «Итмола». – Я не знаю, – сказал Я. – я не знаю, что это такое. Я не могу похоронить детей, умерших зимой, и бросить их под снегопад» (Утебай Ханахин. Единственная выжившая душа из одного дома. Abai.kz, 26 мая 2021 г.). Кроме того, рядом с селом Кругертал Иргизского района на землях Актогай, Сарытогай села Кумтогай, где была убита собака, похоронены жертвы голода. К селам на берегу реки Иргиз, освобожденная от голода страна амалсыздың балпак улов. Люди, которые погибли по дороге, не добравшись до деревень, были похоронены поблизости. В других районах Актюбинской области таких мест много.

Понятно, что представление о том, что карательные отряды царя, люди, вынужденные переселяться в другую сторону из – за конфискации, репрессий, осуществленных советским правительством, «перемещались для защиты скота», сформировалось самой советской властью. На самом деле это не так. В исторических книгах часто упоминается, что даже во время национально-освободительного восстания 1916 года карательные отряды царя разграбили и разграбили казахские села. Заметим, что причиной переселения казахов стали и такие виды давления. Многие из заброшенных деревень при переезде пострадали как от крупного рогатого скота, так и от человеческих жертв. Среди них немало жертв карательных отрядов. Так было и при советской власти. Человека, признанного» богатым«,» верхом на лошади«,» муллой”, сразу же преследовали. Это было вызвано политикой искоренения знаний богатых и религиозных людей, считавшихся одним из основных институтов в исторической жизни Казахского общества.  Ведь если традиции людей в казахском обществе продолжатся, то сознание и дух народа будут продолжать восстанавливаться. Если есть интеллигенция нации, страх по всей стране быстро рассеивается. Единство страны восстанавливается. А в советском обществе события, утяжеляющие дух и сознание, разрушающие бытие, выходили из разобщенности и запугивания общества. То есть, Советское правительство стремилось сформировать чуждое сознание и чуждый характер посредством политики изгнания казахских восставших, путем уничтожения исторического сознания и исторической памяти, основы культуры и цивилизованности страны. Из-за такой насильственной политики дух нации, а также ее существование лишились многих своих возможностей. При алашской интеллигенции существовала духовная библиотека нации, объединявшая опыт и ценности литературы и философии, истории, языка и религии, а в советское время это было ограничено. Очевидно, что коренное изменение национального сознания и исторической памяти ставит поколение перед множеством препятствий и ставит под угрозу искусственность. Дело в том, что в планах КПРФ была намечена работа, которая не сработала. В 1937 году Мустафа Шокай в статье «социализм Сталина – политическая система, обеспечивающая мародерство» писал: «Ни одна страна, кроме Советского Союза, никогда не подвергалась такому же разграблению народными массами. К нему можно привести следующие доводы. До того, как большевики пришли к власти, «взимание налогов с различных видов скота, используемых массами населения в целом, противоречит интересам трудящихся. Такой налог должен быть отменен”» А сами, приходя во главе правительства, говорили, что» средства социалистического государства в основном собираются из государственных хозяйств”. Так было отмечено в программе, утвержденной 8-м партийным курултаем в 1919 году…

Чтобы знать, что народ во имя социализма разграблен, важно помнить о различных «государственных сборах», кроме налогов формального типа. Мы очень четко видим, сколько таких сборов ведется с мародерством. Зерно, приобретенное у крестьян максимум по 40 рублей за каждый кумир (16 кг), по 50 копеек, продают самим рабочим – крестьянам по одному килограмму за один рубль. Зерно было превращено большевиками в товар спекуляции. Доходы от зерна в бюджет 1937 года составили 24 млрд. долл.

Вот почему мы говорим о мародере социализма, который доминирует в Советском Союзе ” (с. 126 Шокай М. избранный. – Алматы: Кайнар. – Т. 2.-1999. – с. 520).

В 1933-34 гг. Голодомор ограничил помощь богатым и религиозным людям, имущество которых конфисковано, со стороны правительства в виде продуктов питания. Сельские люди узнают друг друга, поэтому люди, ответственные за склад продовольствия и зерна в колхозе, некоторые руководители также тайно помогали им. Как мы уже упоминали, хлеб и зерно были изъяты, украдены со склада, чтобы спасти людей в местах, где помощь не была оказана. В информации, направленной 9 апреля 1934 года секретарю ВКП (б) Актюбинского обкома Мирзояну, в некоторых селах Актюбинской области содержатся следующие данные, касающиеся продовольственной помощи: «в Иргизском районе:

…во дворе №1 в списке получающих продпомощь и выдача ее произведется осудившимся баяму, муллам, аткамнерам, аксакалам и прочим чуждым элементам. Например:

Имандосов Алмагамбет-быв. большой богатый, проживающий под фамилией Байменова.
Курмашев Алмагамбет-быв. мулла.
Жаксалаков Нагажбай-быв. рукодельница банда.
Шиндавлетов Уксукбай-бандит, рецедивист, осуженный на 2 года.
Кожиков Бринжар-бандит, осуженный на 2 года.
Алимкулов Дюисен-осуден на 5 лет, богатый…”(П. 7 Актюбинский областной государственный архив. – 13 фондов, 3 перечня, 356 дел-6-10 пп.). Есть люди, которые в свое время неустанно служили интересам нации, защищали землю и страну, но и в период голода их преследование не прекратилось. Эти люди, обладавшие интеллектом и знаниями, духовным вдохновением для культуры и идентичности нации, снова и снова становились представителями Института богатых и религиозных деятелей. Поэтому хотим еще раз подчеркнуть, что для того, чтобы стереть их образ из сознания народа, умышленно были придуманы имена «бандит», «лидер бандитской группировки». На самом деле они были не более чем носителями родной земли и страны, хотя все их богатство было разграблено. Многие не хотели покидать страну, не разделяли страну. После 1928 года богачи, сосланные в другую область, отбывали «наказание». Советские власти снова опасались их авторитета и образования. Архивные данные свидетельствуют о том, что они находятся внутри народа, трудно отделить богатых от народа, не должны оказывать помощь: «из рук вон плох организована на местах борьба с байско-кулацкими элементами, изоляция их из мест откочевников и с лишением их продпомощи. Конфискованных полуодалов, раскулаченных, высланных и проч.сроки высылки или судебного наказания коим истек-не мало. Зачет они пробуют в среднем откочевников и пользуются отзывом у большинства откочевников документов о личностях, получают также помощь. В ряде района борьба с этими элементами не ведется строго, как указано выше, согласно представлениям, колхозов, серктиков, и др.должными лицами. Во многих случаях вывести их весьма трудно..”(П. 8 Актюбинский областной государственный архив. – 13 фондов, 3 перечня, 356 дел-6-10 пп.).

Из-за насильственного отделения такой нации от ее личностей, состоятельных людей и коренных жителей, ложного лозунга, ограничения существования в строгом порядке не только происходили различные восстания, но и в конечном итоге страна страдала от голода. Известно, что со дня создания советской власти проводилась политика, чуждая интересам страны. Таким образом, советская власть была законным преемником колониальной властной политики царской России.

Задача, стоящая перед нами сегодня, состоит в том, чтобы определить места захоронения, по крайней мере, имен наших дедов, бабушек, матерей и всех людей, детей, ставших жертвами борьбы за освобождение нации, голода. Необходимо не только определить места захоронения, но и поставить отметку на немаркированных местах и позаботиться о том, чтобы потомки не забыли. Они мечтали о сегодняшнем дне. Из некоторых данных, которые мы слышим, мы видим, что люди прилагают усилия, чтобы выжить, несмотря на другие страдания и невзгоды. В то время колхозные склады содержали максимум 2-3 тонны зерна. Это, конечно, не волос на душу населения. Вся помощь голодающей стране состояла в двух горстях проса и хлеба. “Пиратом”стали люди, которые отнеслись к этой стране. Здесь возникает законный вопрос, где историческая справедливость?

Комментарии

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Поделиться

Facebook
VK
OK
WhatsApp