– Данагуль Ахметкаримовна, глава государства Касым – Жомарт Токаев в своей статье «независимость превыше всего» отметила, что прошло 100 лет с момента первого этапа алапатского голода-наубета 1921-1922 годов, который убил миллионы людей, заставил выживших освободиться. В этой связи Президент сказал, что эти страницы истории до сих пор не изучены. Что вы говорите в этом как историк?
– Да, в статье Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева «Тәуелсіздік превыше всего» особое внимание уделяется актуальным вопросам казахской истории, необходимости углубленного изучения трагической истории ХХ века и раскрытия правды актуальных проблем. Особо выделены два вопроса из истории ХХ века, о которых вы спрашиваете. Первый из них-вспомнить деятелей Алаша, которые подарили стране передовой пример служения в рамках юбилея независимости, показать их наследие нашей молодежи и всему миру, продолжать осваивать свое благородное наследие. Вторая проблема-ужасный голод, который убил миллионы людей,заставил выживших освободиться. В отношении последнего в девяностые годы прошлого века была создана комиссия Президиума Верховного Совета Республики Казахстан. В заключении этой комиссии в 1992 году было отмечено, что» вопрос о количестве жертв трагедии пока остается открытым «(»суверенный Казахстан”, 22 декабря 1992 года). По этим вопросам были написаны исследования, но, очевидно, работа еще не завершена. Я думаю, что вышеупомянутая статья Президента придаст импульс новым исследованиям.
– Президент отметил, что среди ученых нет единого мнения о реальном количестве жертв голода. Считаете ли вы, что лучше опираться именно на тот факт, который сегодня близок к реальности, или еще нет конкретного источника, который приходит в один пучок?
– Большевики, пришедшие к власти в 1917 году и окровавившие народ, принесли с собой глоток и голод. В 1917-1918 годах казахи, которые смотрели на Туркестанскую Республику, голодали и умирали более миллиона человек. В статье газеты» Қазақ «от января 1918 года» как прошлый год был казахским «говорилось: “прошлый год был не самым комфортным в хозяйственном отношении. Земли, откуда шел урожай и трава, были немногочисленны. В целой Туркестанской области, а также в сопредельных с ними уездах других областей, нет зерна, голод усилился, и людей, освободившихся на сторону зерна, стало больше». В изданиях «Қазақ», «Ак жол» и других национальных изданиях, изданных в те годы, имеются данные о жатве 1917 года, неурожае, голоде 1918 года. Алаш Арыси Миржакип Дулатов в своей статье» лето наступило «в номере газеты» Ак жол «от 9 марта 1921 года сказал: “в 1917-1918 годах Туркестан подвергся казахско-кыргызскому голоду, освободился от алды и вонзился в спину, не зная, куда идти. Тот же тон теперь будет надет на спину. В этот день на Туркестанскую сторону ребята узнали о казахах, перебравшихся из-за спины». Профессор С. П. По данным Швецова, за второй голод 1921-1922 гг. численность населения сократилась на 30%, полное отсутствие переписных материалов не позволяет точно сказать, сколько людей погибло за эти годы. В своем заключении комиссия Президиума Верховного Совета Республики Казахстан, изучавшая тяжелые последствия насильственной коллективизации и изнасилования в Казахстане, гибель людей от голода, подчеркнула, что «казахская страна потеряла 2 млн 200 тыс. человек, т. е. 49% всего казахского населения»: “Казахская страна потеряла 2 млн 200 тыс. человек из-за голода и связанных с ним эпидемий, а также из-за постоянно высокого уровня естественной смертности. И, как мы уже упоминали, “вопрос о количестве жертв пока остается открытым”. Поэтому достаточно моментов, на которые следует обратить внимание и изучить в дальнейшем. Ваш вопрос: “какие данные, по вашему мнению, лучше всего использовать, или еще нет конкретных данных, которые приходят в одну связку? что касается вашего конкретного вопроса: «известно, что в советский период историкам разрешалось говорить о» продовольственных бедах”, а не раскрывать правду о голоде. Исследования были написаны в том же направлении. Еще одна причина, по которой правда проблемы голода 1921-1922 годов не была озвучена в течение многих лет, заключается в том, что данные деятелей Алаша начала века, ведущие нас к истине, были закрыты в течение многих лет, одностороннее рассмотрение вопроса в соответствии с советской классово-партийной методологией. Если посмотреть на исследования с момента обретения нашей страной независимости, то следует изучить противоречивую историю ХХ века на основе достоверных данных, дать объективную оценку, включить в оборот богатый исторический документ (письменные данные, фотоданные и др.).
– Одним словом, теперь доступ к исторически ценным данным стал проще, осталось только изучить и написать объективную историю?
– Историческая наука в период с момента обретения страной независимости избавилась от политико-идеологической властности и подлости, раскрываются классово-партийная методология, целые эпохи и оправдания, ограничивающие изучение официальной властью. В научный оборот попали данные, полученные из зарубежных архивов, исследования, ранее закрытые архивные фонды. Я бы сказал, что современной национальной историографии присуще поиск, теоретико-методологическое обновление, а не кризис и сбои. Об этом свидетельствуют опубликованные исследования ученых-историков из истории Родины, историографии и источниковедения, археологии и этнологии. Кроме того, помимо специалистов-историков, наблюдается рост числа авторов нашей национальной истории. У них разные уровни. Есть как чрезмерно преувеличенные писатели, так и поспешные комментаторы, основанные на одном или двух документальных произведениях. Думаю, это проявление творческой свободы в нашей стране. Однако не стоит забывать, что именно профессиональные историки формируют методологию исторической науки и пишут объективную историю.
– Тема этого голода очень актуальна в школьном учебнике. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
– Будущее нашей страны написание школьного учебника для подрастающего поколения-очень ответственная работа. Требования к учебнику, есть специальная программа, авторы учебника, исходя из программы, пишут учебник, систематизируя проверенные, неоспоримые знания в зависимости от возраста (классов) ребенка. Тема голода, о которой вы говорите, содержится в школьной программе. А качество написания учебника, рациональное изложение материала зависит от квалификации авторов.
– Спасибо за интервью!
Беседовал Алимхан Канатович