Репрессии: изучение характера и особенностей

Для изучения характера и особенностей политических репрессий в Казахстане следует рассматривать вопрос как можно шире и глубже, не ограничиваясь заранее установленными рамками временных рамок. Нет никаких сомнений в том, что такой подход окажет существенное влияние на ход проведения соответствующих исследований, поэтому давайте начнем разговор с некоторых соображений о прошлом нашей страны…

1.

Племенные объединения, составляющие казахский народ, на протяжении веков создавались в составе древних государственных образований со времен гуннов, голубых тюрков. Тюркский каганат, Чингисхан каганат, Джучи Улус (Улуг Улус, Золотая Орда), в составе Ак Орды, жилое пространство, хозяйство и образ жизни, язык, религия, религия были едины, в 1456 году вышли на сцену истории под своим этническим названием «қазақ», а в 1465 году в исторической Атамекене В 2015 году было отмечено 550-летие со дня рождения казахского ханства, казахской Орды. С тех пор все казахские племенно-племенные объединения развивались в новом качестве – на уровне институтов гражданского общества, создавших своеобразную структуру государства. На каждом этапе, когда Казахское ханство становилось самостоятельным флагом, братья страны называли свои орды в коренных Чуйском, Козыбасинском, Улытауском регионах, древние города Созак, Сыганак, Сарайшык, Ташкент, Туркестан столицами, а также организовывали жизнь народа в «Касқа жолы» Касым-хана (15-16 вв.).), «Старый путь ” Есим хана(16-17 вв.), “Семь уставов” Тауке хана(17-18 вв.) с законодательными документами.

Русское царство, построенное после Казахского ханства в одном из осколков Золотой Орды, быстро развивалось и превратилось в крепкую структуру. В 16-м веке со стороны Казахской Орды были предприняты попытки опираться на нее по-разному. Например, о необходимости подчинения казахов Московскому государству и о необходимости создания с ним военного союза впервые было высказано в 1594 году в беседе между русским пленником князем Оразом-Мухаммедом и послом Хана риска Кул-Мухаммедом. Затем, получив соответствующее письмо-пожелание от риск-хана, Царь Феодор Иоаннович 28 марта 1595 года направил грамоты риск-хану, его сыновьям Шахмухамеду и щенячьим султанам о принятии казахов в подданство московского государства. Он начинает называть себя царем казахов, даже среди других титулов.

Но в этот раз вступление Казахского ханства в русское государство не углубляется дальше боданской грамоты. И только спустя столетие, в 18-м веке, эта история вновь оживает в обстановке истинного принуждения. Главным образом потому, что на сцену истории вышло Джунгарское ханство, как новое и сильное кочевое государство, которое сразу же заняло обширные пастбищные земельно-водные территории и приняло непрерывное наступление на своего кочевого соседа, внутренне мечтая о таком большом деле, как возрождение империи багзы Чингисхана, и тем самым не прекратило свою борьбу с Казахским ханством на протяжении десятилетий, к тому же оно причиной стала угроза со стороны их калмыцких родственников, а также со стороны казачьей общины и башкир.

Государство Тауке-хан, правившее казахским государством с 1680 года, постоянно находится в состоянии войны с Джунгарией, рассматривает возможность сближения с Русским царством, дружеских отношений с ним во всех сферах. Петр Первый пишет письмо о возобновлении торговли, дружеских отношений в 1694 году. В то же время он, с целью оптимизации управления плоской Казахией, назначает отдельные танцы в качестве своих наместников Тристам, созданным в зависимости от географического положения. Затем, в далекую эпоху, когда возросшая вероятность совершения враждебных действий со стороны соседних стран, предусматривается дальнейшее совершенствование структуры управления в огромном государстве, раскинувшемся в Великой Степи. Плодом политического творчества Тауке стала система, способная принимать срочные военные решения на родной территории, создавать защитные меры, быть склонной к оперативным действиям, обеспечивающим безопасность государства. Таким образом, он приветствует военно-административное руководство – избрание своего хана на каждую сотню – которое должно повысить самостоятельную мощь управляемых территорий.

Затем, при жизни общеказакского хана Тауке, объективно избирались три хана на триста, покоящихся в трех регионах. (Большинство историков считают, что Казахское ханство распалось на три части, на самом деле это был путь оптимизации управления простым гигантским государством в соответствии с требованиями времени). Согласно историческим источникам, в 1703 году он вернулся к части Среднего жуза и Младшего жуза, в 1710 году был избран Абулхаиром для части Малого жуза и Среднего жуза, а в 1712 году был избран Абдулла-ханом для Великого жуза. (После смерти Абдуллы хана великим жузом с 1720 по 1740 год управлял его сын Тигр хан, а затем несколько раз Толе би.) Общеказакский Хан Тауке Каган умер в 1715 году. После этого общеказакский Хан (қаған, бас хан) не был избран, но единство, единство государства сохранялось в результате политического творчества Тауке хана, с необходимым совершенствованием и развитием, если того требует время.

С того же 1715 года правитель Среднего жуза Кайып хан был признан главным ханом, то есть старшим ханом, из всех младших ханов из-за их большого Ханского стажа и возраста. (В документах русско-казахских связей можно увидеть некоторые документы о взаимоотношениях, указывающие на то, что он намеревался получить помощь русского государства). Первое лицо среди казахских ханов, Ага хан Каип, погиб в 1718 году в результате покушения на своих соперников. С 1719 года старший хан Абулхаир Бахадур, Младший жуз Хан, Сай кеп, по тем же качествам, что и Кайып хан, был выбран на должность старшего казахского хана. Его орда жила в казахской столице Туркестане с того же года, до начала алапатского джунгарского нашествия 1723 года, которое поразило население «Актабан шубырынды».

Старший сын Тауке-хана, Булат султан, был ханом Среднего жуза с 1718 года. Погиб во время катастрофы» Актабан шубырынды.”, или накануне – около 1723 года. Вместо него в Средний жуз был избран его младший брат, сын Тауке хана, Садеке Султан хан. После его смерти, в 1739 году, на трон Хана Среднего жуза был возведен старший сын Булата хана, внук Тауке хана Абильмамбет султан, который стал правителем Среднего жуза до Семеке. В связи с гибелью Абулхаир-хана в 1748 году Абильмамбет с этого года перешел в разряд старшего хана. Много лет Абылай был покровителем султана. После смерти хана абильмамбета, в 1771 году, был избран Хан Абылай Среднего жуза и части Великого жуза, а также Ага хан – в то время официальным языком: «Кул-Ханлар-аглас кылыб» (И. Ерофеева).

2.

Обратим внимание на новый этап русско-казахских отношений. Этот период тесно связан с именем Абулхаир хана. Он был человеком, который вел освободительное движение против джунгаров, Отечественную войну и возглавлял казахские отряды в кровопролитных боях с 1710 по 1730 год, пока не одержал победу над Анраком, совершившим целый казахский подвиг. Вначале Абулкаир Бахадур был башкирским Ханом в 1709 году. Он был призван с того же башкирского престола в 1710 году и избран первым ханом Младшего жуза на съезде вождей части Малого жуза и Среднего жуза, проходившем в гречке. Это была честь и доверие, оказанное ему за его личные подвиги и командный талант, особый интеллект ума и организаторские способности. Тот же Абулхаир-хан, согласно его большому авторитету среди всех малых ханов в казахской стране, с 1719 года был старшим казахским ханом.

Как старший хан, Абулкаир Бахадур в катастрофе» Актабан шубырынды, Алаколь сұлама ” собрал отряд из Каракумского региона и срочно отправился на западную границу. Таким образом, Джунгарским захватчикам, совершившим стихийное вторжение с востока – своим родственникам – удалось предотвратить калмыцкую агрессию, которая предусматривала уничтожение казахов с запада с целью оказания практической поддержки выполнению их глубоко задуманного плана. Затем, влившись на юг, казахская столица освободила Туркестан вместе с десятками городков под оккупацией джунгарской армии. Но удержаться не удалось, сила была неравной. Тогда он созвал в 1726 году курултай всех малых ханов, султанов, героев, судей, других главарей внутри страны. На том же курултае старшему хану Абылкаиру Бахадур был присвоен статус главного командующего Объединенными казахскими руками. Главнокомандующий сразу взялся за большую организационную работу. Все крупные победы, достигнутые казахскими дружинами в боях 1727-1730 годов, были достигнуты в результате верховного командования старшего хана, вождя Сардара Абулхаира Бахадура.

После победы Аныракая весной 1730 года Абулхаир хан заключил перемирие с джунгарами. Затем он отправился наладить отношения с врагами, которые угрожали ему новыми атаками на границы в Западном и западноевропейском регионах (что до сих пор было неверно истолковано ложью о том, что Абулхаир не избрал себя ханом триста«, где выдвигались новые научные доказательства, подтверждающие отсутствие каких-либо ханских выборов). В мае того же года на съезде Султанов малого и Среднего жуза, батыров и соплеменников, других вождей, собравшихся в летнюю Орду хана Абулхаира, обсуждался вопрос переговоров с правительством Русского царства. Тогда было принято решение заключить перемирие, предусматривающее прекращение нападений Калмыков и башкир под властью России, а также русских казаков на казахскую страну. В соответствии с этим Абулхаир-хан написал письмо русской царице Анне Иоанновне и направил в Петербург специальное посольство.

В дальнейшем «для того, чтобы построить дорогу, которая будет вести торговое движение русских в Среднюю Азию, по мобильному слову Петра Великого, необходимо получить доступ к» воротам и ключу«, ведущему к среднеазиатским странам и народам, то есть иметь казахские Орды (»овладеть киргиз-кайсацкими ордами”), даже если на это придется потратить миллион рублей» (В. Витевский). При жизни Петра Первого” «..тильмаш Мамет Тевкелев, получивший от казахов поручение» поймать листок бумаги о желании обратиться к русскому подданному”, имеет дипломатические действия и хитрую агитацию, считает, что письмо Абулхаир-хана королеве было адресовано российским интересам Тевкелева, который работал в Коллегии иностранных дел, или Тевкелева, или другого Тевкелева, который был рядом с ним около года, Абулхаир – хан надеется, что пребывание в категории протектората могущественного русского государства поможет превратить плоскую Казахскую страну в сильное ханство, подчиненное единому центру-начинается новый этап русско-казахских отношений, наполненный хитростями.

Многие из казахов до сих пор придерживаются строгой точки зрения» Абулхаир хан – тот, кто отдал казахский народ царству России”. А русские историки признали Абулхаир-хана «злейшим врагом русских» и «личным врагом» генерал-губернатора Неплюева, которого называли «Петром Первым Оренбургского края». Кроме того, правительство считало, что Абулхаир-хан смог приступить к колонизации края только после убийства (на самом деле так оно и есть – попытка империи превратить протекторат в свою колонию навсегда разрушила казахскую государственность, ханскую структуру власти и впервые сформулировала порядок управления казахскими землями из документов “устав о казахах Сибири” 1822 года, «Устав о казахах Оренбурга ” 1824 года началось).

Очень познавательные данные по этому поводу имеются в знаменитой четырехтомной монографии историка Витевского, в которой изучалась жизнь и деятельность генерала Неплюева (В. Н.Витевский. “И. И. Неплюев и Оренбургский край в прошлом его состав до 1758 г.». 1-4-тт. г. Казань, 1897 г.). Тем не менее, сказать, что казахи были добровольно добавлены в Россию Абулхаир-ханом, было выгодно колониальным властям, что было приемлемым способом использования царской администрации для маскировки кровопролитных кампаний, различных репрессивных мер, которые она с тех пор проводила планомерно.

3.

Так, Российская империя в 30-е годы 18-го века, умело используя приемы хитрости и соблазнения, убедила Казахское ханство взять под протекторат, и к концу того же века, перейдя от обманчивого протектората, приступила к насильственному присоединению казахской земли к своему составу. Во второй половине 19-го века казахи Средней Азии военными силами завоевали города и регионы Аулиеата, Мерке, Туркестан, Ташкент, Акмешит и др. Насильственно включив в состав казахскую землю и народ южного края, полностью уничтожил ханскую структуру, традиционную систему управления, символы государственности казахского народа. Все национально-освободительные движения, вознесенные против колонизаторов, были задушены кровью.  В 1867 году были утверждены правила по управлению Семиреченской, Сырдарьинской областями, в 1868 году-правила по управлению территориями в оренбургских степных областях и в Западно-Сибирском генерал-губернаторстве.  В 1886 году было принято» Положение об управлении Туркестанским краем”.  Центр Туркестанского генерал-губернаторства располагался в Ташкенте. В 1891 году было принято» Степное правило”, центром Степного генерал-губернаторства стал Омск.  Так завершилось присоединение казахской земли к империи, к ее административным делениям, к отдельным губерниям и областям.

Как прямо отметил Мустафа Шокай, винтовку сопровождал русский мужик, который постоянно тащил плуг за спиной странствующего русского солдата. То есть широко использовалась политика переселения крестьян на новые земли в качестве причин аграрной напряженности, развернувшейся после реформы 1861 года во внутренних губерниях. На основании этого, освободившись от крепостного права (рабства), переселив на казахскую землю новых бедняков из-за нехватки земли, царская власть поставила своей главной целью превращение оккупированных территорий в русские земли.

Рос, Российская империя занималась самой жестокой и гнусной формой колонизации, перемежающейся репрессиями.

Так, вся казахская земля была объявлена государственной собственностью. На этой основе казахские земли стали тиранически конфискованы правительством для русских переселенцев, которые обеспечены большой материальной помощью. Учитывая, что против этих мер может подняться местное население, вопрос о предотвращении их волнений был решен в 1901-1906 годах. Генерал-лейтенант Н.Н. Сухотин, который работал полевым генерал-губернатором, был в центре внимания. Среди его указаний на эту сторону была предусмотрена мера «снабжение крестьян боеприпасами в связи с возможностью противодействия враждебным действиям со стороны кочевого народа» («снабдить крестьян огнестрельным оружием на случай возникновения возможности Вознесения дополнительных действий со стороны кочевого населения).

Население подверглось духовному угнетению, строительство мечетей было запрещено, а попытки приумножить церкви и крестить местное население имели место. При этом произвол колонизирующих вторжений, как правило, был крайним. В начале 1905 года один из самых нетерпеливых граждан пожаловался на власть королевства «за то, что он и его мусульманская совесть, мусульманская религия». Акмола пытается привлечь священника к ответственности. Тогда ему ответили Омской религиозной консисторией (учреждением), в которой Верховный духовенство архипастырь сказал: «он забыл, что живет не в Турции, а в православно-христианской России. Пусть пространство не будет удовлетворено”,-сказал он, четко отражая горькую реальность ситуации в стае. (“Омская духовная консистория имеет право на сохранение просить… объявить киргизу высшего уезда, Акмолинской волости, Кабышу Буранбаевичу, что на прошлое его, препровожденное на имя Его Преосвященства, господином мировым судьям Акмолинского уезда 23 марта за № 233, О привлечении к ответственности Акмолинского священника, осужденного его и мухаммеданскую веру, резолюция 4 апреля за № 124 последовала такая: «дерзкий кляузник киргиз забыл, что он живет не в Турции, а в России православно-христианской. Остаться без последнего»)…

Правительство империи выделило волостям специальные квоты для разработки надежных исполнителей – слуг из числа казахского народа в своей колонии и принуждало детей к обучению в русских школах. Казахские девушки, как будущие мамы, возлагают особые надежды и с докладом» обеспечивают внедрение русской культуры в свои семьи”, открыли для них специальные учебные заведения.  Генерал-майор А. С., назначенный на должность военного губернатора Семипалатинской области в 1903 году. Галкин написал чиновникам в области дополнительное письмо к указаниям, данным полевым генерал-губернатором, в котором изложил основную цель империи следующим образом и поручил принудительно выполнить: “со своей стороны предлагаю следующее: Не исключено, что со всеми жителями, без различия национальностей, всегда должны быть отношения на основе закона, всегда и везде, где русское имя и русские интересы являются ведущими всегда помня о необходимости стоять на месте, в отношениях с туземцами должен быть особый упор. В области у нас на первом месте – казаки и вместе с ними крестьяне и мещане, а на втором месте должны стоять туземцы, потому что, как члены одной большой семьи, все равны, но даже в одном очаге есть братья и братья, старшие и младшие».

Именно так было воспринято массовое осознание давно ушедшего понятия о “старшем народе”, цель которого была совершенно ясна…

«В программу всей нашей служебной деятельности стоит заложить такой простой подход: мы живем не в той Азии, где русский элемент еще слаб, а только сейчас внедряется, мы живем в Российской области, где азиатские древние обряды и манеры еще временно сохраняются, а на судьбу тех, кто только один Калмыкия: либо – всесоюзная, ассимиляция по гражданскому образцу, либо-вымирание.

Туземцы должны заинтересовать нас только в обозримом будущем, даже если они останутся верующими в мусульманскую религию, как материал, из которого будут сделаны обычные русские крестьяне. Поэтому их нужно держать в духе, который относится ко всему, что носит русское имя, с очень строгим уважением. Если у них будут мысли не подчиняться этому, то нет никаких сомнений в трагической судьбе: они останутся нищими без земли и умрут, Яки Россия отрежет от них кони-хвосты.

Все это всегда нужно держать в уме, но лучше не переусердствовать на эту тему…»

(«Со своей стороны рекомендую отнюдь не упустить из вида необходимость быть всегда на основании закона по отношению ко всем обывателям, без различия национальностей, быть всегда особом тверды в сношениях с туземцами, помня, что все время и во все русское имя и русские интересы должны главенствовать. В области у нас на первом плане должны быть казаки и с ними крестьяне и мещане, а на втором плане – туземцы, ибо все равны, как члены одной великой семьи, но и в семье есть братья старшие и младшие.

В программе вообще всей служебной работы следует положить тот простой взгляд, что мы живем не в Азии, где русский элемент еще слаб и только начинает водворяться, а в русской области, где временно еще доживают старые азиатские обычаи и качества, судьбы коих может быть только одна: или слиться с общей гражданственностью, или узнать.

Туземцы нас должны интересовать только как материал, из которого в близ будущего должны появиться русские крестьяне, хотя мусульманского вероисповедания. Поэтому их и надо ввести в дух строжайшего ухода ко всему русскому. Те из них, кто вздумает это не подчиниться, испытают несерьезную печальную судьбу: они или останутся безземельными нищими и перейдут, или Россия с ними расстанется.

Все это надо иметь на уме, но без излишеств Говоров на этой теме…»)

Это, безусловно, было одним из проявлений продолжающейся в империи политики массовой русификации всех народов иного происхождения, прорабатываемой эмиссарами. В 1764 году Екатерина Вторая в тайном совещании, адресованном генерал-прокурору князю Вяземскому, гласила: “Малая Россия, Лифляндия и Финляндия-Это провинции, управляемые привилегиями, предоставленными им, было бы очень невежливо нарушить этот порядок, внезапно отказавшись от всего этого, однако называть их чужими странами и, таким образом, строить отношения с ними на таких основаниях создание также считается более серьезным, чем ошибка, и, правильно говоря, его можно назвать глупым. Эти губернии, а также Смоленскую губернию нужно довести до такой степени более легкими способами-пусть они станут русскими и перестанут быть похожими на волков, которые воют, глядя в лес. Добиться этого очень легко, для этого нужно только, чтобы в этих губерниях [к власти] были избраны разумные люди; когда в Малороссии не будет гетмана, какой бы чиновник ни был создан, а само имя гетмана будет уничтожено».  (“Малая Россия, Лифляндия и Финляндия сутьв провинциях, которые правят конфирмованными прививками и нарушать их решением все вдруг весьма непристойно-б было; но-ж, и называть их чужестранными и обходиться с ними на таком же основании есть гораздо больше, нежели ошибка, а можно назвать, с достоверностью, глупостью. Сии провинции, также Смоленскую, надлежит легчайшими способами привести к тому, чтобы ее обрусли и переставили бы гляд, как волки в лес. К тому же в Малороссии гетмана не будет, то придется стареть, чтоб и имя гетмана искезло, не токмо-б персона какая была произведена»).

Стремление самодержавия к массовой русификации гигантской империи соединялось со всеми эксплуататорскими, угнетающими делами, вызывало народное недовольство, и со временем оно только усиливалось. Семипалатинский военный губернатор при этом начальник Каркаралинского уезда Б. А. По информации Оссовского, в 1905 году он сказал Полевскому генерал-губернатору:”…штабс-ротмистр Оссовский в своем рапорте, опираясь на свой личный контроль, сообщает о том, что степь находится в тревожном состоянии, казахи бережно заботятся обо всем, что происходит в России, на грань приезжают жители соседних областей и даже Букейской Орды, которые по своему усмотрению разъясняют высший рескрипт 18 февраля текущего года и принимают все правительственные указы занимается неправильным анализом…”- сообщает. («… несмотря на то, что штабс-ротмистр Оссовский в своем рапорте доносит, что по личному его мнению степь неспокоена: киргизы внутренне следят за всем происходящим в России, в степь проникают лица из соседних областей и даже из Букеевской орды, разъясняющие по собственному 18-го февраля с. г. и явно неправильно толкующие все правитель-ные отчеты…»)

Эмиссары правительства на казахских землях не были исключены из рода…

4.

С начала 20-го века в империи возникли общереволюционные и мусульманские движения.  Священнослужители в Кокшетау в 1902-1903 гг. обсуждали цели и задачи, рожденные под давлением колониального правительства. Казах призвал всех желающих собраться вместе. Тайная полиция правительства, конечно же, быстро разоблачила их действия и приняла репрессивные меры. С этого события началось национально-освободительное движение, созвучное общемусульманским устремлениям казахов, которое, согласно цивилизации, сегодня носит имя Алаш.

Отступления царской власти, вынужденные первой русской революцией,-это рескрипт царя 18 февраля 1905 года, который позволил послать письмо-пожелание правительству, рассказывая о бедах народа, 17 апреля 1905 года. В то же время один из первых демократических деятелей Бакытжан Каратаев посетил Петербург, возглавив депутацию, состоящую из группы известных людей западного края. С помощью генерала Гумайдоллы Жангирхановича Чингисхана, который свободно входил и выходил в царский дворец, поздравлял императора с Днем рождения ребенка-наследника (цесаревича), входил на прием к Николаю II. Он обратился к монарху с просьбой дать ему возможность возместить духовные нужды казахского народа и направить представителей в создавшуюся Государственную Думу.

17 октября 1905 года вышел манифест, провозгласивший политические права и свободы, такие как свобода совести, свобода слова, свобода проведения собраний, свобода создания союзов и свобода личности, то есть личная неприкосновенность. Этот манифест царя «о совершенствовании государственного порядка» имел большое историческое значение. Это значение заключалось в легализации разделения законодательной инициативы между вновь созданным законодательным органом-Государственной думой – с участием монарха и представителей народа, которые до этого были единолично правомочны.

Манифест 17 октября, в котором интеллектуалы радовались, что «император дал народу свободу, дал конституцию», был скрыт от общественности местными властями. Народ, протестовавший против этого, например, в Каркаралинском доме фактически установил республиканский режим, какое-то время придерживался той структуры, которую он жаждал, полагая, что так должно быть в соответствии с казанским манифестом царя. На Медном Руднике нильды был организован русско-казахский союз против иностранного капитала.  В Уральске создана первая казахская политическая партия. В казахской стране подобные прообразы будущих политических структур были созданы в первый год Первой русской революции.

Местные власти воспрепятствовали избранию депутатов от казахов на первый созыв Государственной Думы. В итоге избирательная кампания прошла поздно, и избранные депутаты дошли до Петербурга только после того, как начали работу Думы. Избранный из Семипалатинской области Алихан Бокейханов успел приехать в Питер только в день ликвидации Госдумы. А избранный из Акмолинской области Шаймерден Косшыгулов из-за неуспевающего оправдания областной комиссии» русский язык не знает ” вообще не ездил в Астану.

Деятели развития казахского освободительного движения приняли активное участие в парламентской борьбе за интересы нации. Депутат от Тургайской области, член Госдумы Ахмет Биримжанов, избранный на пять лет и проработавший всего 72 дня с трибуны I Государственной думы 1906 года, обратился к создаваемой аграрной комиссии с требованием «выделить места для казахов-депутатов, которые еще не успели наверстать упущенное, потому что выборы прошли поздно».  Во II Государственной Думе 1907 года, проработав 102 дня, на трибуну вышли депутат, избранный из Семипалатинской области, член МД Темиргали Нурекенов и депутат, избранный из Уральской области, член МД Бакытжан Каратаев («Стенографические отчеты Государственной думы, 1906-1917, Парламентская история России начала ХХ века»). Нурекенов поднял вопрос о содействии безработным, занятым казахам на Прииртышье. Каратаев выступил с известной речью, в которой разоблачил, что правительство в переселении русских крестьян на казахскую землю захватывает у местных жителей, перекритикует переселенческую политику и защитит казахскую землю. Он возглавлял членов Госдумы из казахских областей, был в главах правительств, в Центральном комитете Партии народной свободы, вел активную работу в парламентских комиссиях. 2-я Дума также распалась, и после того, как казахи потеряли права на выборы и избрание, 3-я дума попыталась провести обсуждение законопроекта, предусматривающего землеустройство казахского народа через мусульманскую фракцию.

При активном участии члена 2-го МД Шаймердена Косшыгулова в спонсорской работе в стенах Думы в дополнение к татарской газете «Ульфат» вышла газета “Серке”, второй номер был арестован и полностью закрыт властями. В том же году в Троицке была издана “Казахская газета”, которая так же быстро закрылась.

5.

1905-1907 гг. после революции казахские деятели приложили усилия в основном в сфере образования. -Я не знаю, – сказал я. – я не знаю, что это такое. Сначала в Орде (Ханская ставка), затем на Урале вышла двуязычная газета «Қазақстан» (1911-1913), в Троицке-журнал «Айкап» (1911-1915), в Оренбурге-газета «Қазақ» (1913-1918).

Во время Первой мировой войны, 25 июня 1916 года, царский указ о взятии буратанов Степного и Туркестанского краев на чернорабочий фронт зажег огонь национально-освободительного восстания. Правительство края выпустило карательные военные силы и вооруженными силами подавило очаги сопротивления. Произошедшие нарушения были рассмотрены на 4-м заседании Госдумы.

Благодаря непосредственным действиям Алихана Бокейханова в составе «Земгорсоюза», который занимается вопросами содействия солдатам на Западном фронте, был открыт отдел других родов войск (Буратаны, Инородческий). В результате организационной работы газеты» Қазақ ” казахские чтецы со всех сторон отправились в Минск, прибыли в этот отдел и приняли участие в обслуживании рабочих, взятых из районов подавления восстания на строительство оборонительных сооружений фронта.

Здесь они встретили Февральскую революцию. 15 марта 1917 года Алихан Бокейханов направил важную телеграмму обученным гражданам, отличившимся в национальных делах казахской страны. Там радостно сообщили о рассвете свободы. В Учредительном собрании (образовательном собрании) было отмечено, что необходимо выбирать граждан, достойных избрания делегатами, ставить старые казахские конфликты и глубоко размышлять о судьбе страны.

Февральская революция 1917 года была грандиозным эпохальным событием в истории империи. Падение монархии создало для колонизированных народов лучшие возможности для выхода на национальное освобождение.  Настроение, наполненное радостной мечтой о светлом будущем-фантазией и сладкой надеждой, на самом деле установило крах самодержавия. Из земли в Петроград поступали телеграммы, в которых люди выражали благодарность, выражая надежду на установление подлинного освобождения, равенства, братства. Судя по поискам исследователей, в фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга хранятся тысячи телеграмм, адресованных от собраний, различных обществ и объединений, представителей разных народов и отдельных лиц, прошедших по всей павшей империи. Попробуем ознакомиться с одной из таких телеграмм, изображающих всеобщее веселье, охватившее и огромную территорию, населенную казахами…

Телеграмма, адресованная 5 апреля 1917 года трем адресам в Петрограде: председателю Государственной Думы, председателю Совета Министров, председателю Мусульманской фракции Государственной Думы, гласит::

“Туркестан. После восторженных выступлений на собрании широкой общественности города Туркестан и его окрестностей, публика единогласно постановила направить приветственные приветствия и поздравления новому народному правительству, состоящему, как и во всей России, из представителей народа, пользующихся искренним уважением и полным доверием всех мусульманских народов. Торжественный исторический момент настоящего наполнил наши сердца доверием к открытому и светлому будущему, умоляя Аллаха о скорейшем осуществлении свобод объединенного народа, выдвинутых на текущий момент в России, и об отмене ограничений, наложенных на мусульман, считавшихся пасынками великой России при старом правительстве. С большой надеждой мы ожидаем, что новое правительство зафиксирует травмы души и тела мусульман, нанесенные старым правительством во время событий в Туркестанском крае, казахской степи и на Кавказе.  Объединившись в одно общее желание, как и вся Россия, мусульмане твердо намерены поддержать новое правительство. Мы единодушно и радостно поздравляем членов нового правительства, всех героев произошедших изменений и через них новую Россию. Да здравствует обновленная, свободная, единая и равноправная Россия! Уполномоченный председатель мусульманского собрания садик Утегенов”»

(«5/IV-1917. Петроград. Три адреса: Председателю Государственной думы, Председателю Совета Министров, Председателю мусульманской фракции Государственной думы.

Туркестан. Многолюдное собрание города Турции и его зарубежной речи единственно поставлено и принято новое народное правительство, образованное из народных представителей, пользующихся истинным доверием и полным доверием всего мусульманства, как и всей России. Настоящий исторический момент был заложен нашими сердцами в светлую будущность, молим всего о нижеслании скорейшего основания народного свободы в единичном моменте России и отмен органичения для мусульмана, считая при старом правительстве пасынками великой России. Томим себя надеждой, что новое правительство сгладит нанесенные старшими властями мусульманам раны при случившихся событиях в турецком крае, в киргизских степях и на Кавказе. Мусульмане, сливаясь в одно общее желание, как и вся Россия, принимают решение поддержать новое правительство. Мы единогласно и радостно приветствуем членов нового правительства, и всех героев произведшей смены, и в лице их новой России. Да здравствует обновленная, свободная, единая и равноправная Россия!  Уполненный председатель мусульманского собрания Садык Утегенев”).

6.

Казахское национально-освободительное движение развивалось целенаправленно. Во всех казахских областях в апреле и мае 1917 года были проведены казахские съезды, избраны казахские исполнительные комитеты. В июле в Оренбурге прошел первый Всеказахский съезд. На ІІ Общеказахском съезде в декабре была избрана алашская (Казахская) автономия, ее центральное правительство (Народный совет«Алаш-Орда»). Так возродилась казахская государственность, полностью разрушенная Российской империей в 19 веке, в 20 веке, 12 (25) декабря 1917 года. В дальнейшем необходимо реализовать задачу создания единого Казахского национального государства, привлекая к себе представителей других национальностей страны. Съезд специально отметил, что из 25 портфелей в Народном Совете» Алаш-Орда ” 10 будут переданы представителям русских и других национальностей, то есть в составе правительства Алаша будет 15 министров от казахского народа и 10 министров от представителей русских и других национальностей.

Однако большевики, совершившие военный переворот в Российской Республике и пришедшие к власти, подняли лозунг, близкий к фальсификации о том, что они принесут освобождение народам на территории бывшей империи, и предприняли повторную сборку осколков бывшей империи в национальные единицы силами красноармейцев. Вместо павшей царской империи он занимался, по сути, созданием строго централизованной советской империи нового типа. Туркестанская автономия и ее правительство, поднятые кокандой, были свергнуты большевиками в феврале 1918 года, город был свергнут, а население убито. Военно-революционный комитет по управлению казахским краем постановлением от 5 марта 1920 года окончательно упразднил правительство» Алаш-Орды”, направил в Москву глав западных Алашорд и постановил не возвращать их в казахскую страну, пока советская власть не утвердилась.

Эти действия советской власти против национальных структур определили главный характер будущих политических репрессий. Подробнее об этом поговорим в ближайшее время.

Бейбут Койшыбаев,

писатель, кандидат исторических наук, репрессии
член Государственной комиссии по полной реабилитации жертв.

Abai.kz

 

Комментарии

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Поделиться

Facebook
VK
OK
WhatsApp