Деятель Алаша, чье тело было кремировано

Смагул Садуакасович занимает особое место в казахской истории. Хотя общественный и государственный деятель прожил всего 33 года, за свою недолгую жизнь он смог оставить неизгладимый след в своей нации.

Уважаемый сын Алаша открыл свои двери в селе Уялы-Жаркын Акжарского района Северо-Казахстанской области.  Происходит из малайско-Бахтыбайской ветви племени Керей. Окончил сельскую школу, русско-казахское училище 2 класса, Московский институт инженеров транспорта. С семнадцати лет Смагул Садуакасов, участвовавший в политической деятельности, стал одним из активных членов организации «Бірлік», состоящей из казахской молодежи, и прошел закаливание в деятелях. Вместе с такими гражданами, как Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Мухтар Саматов служили для нации. Эта организация приняла окончательную идею партии «Алаш”. Основной целью было пробуждение национального сознания казахского народа через повышение его культуры и литературы.

Деятель Алаш до конца своей жизни изо всех сил старался сохранить территориальную целостность своей страны и боролся за независимость нации. В 1921 году активно участвовал в мерах по включению Семипалатинской области в Казахскую автономию через административно-территориальное деление в составе Сибирского ревкома, что позволило оставить Костанайскую область в составе территории страны. Несмотря на то, что он занимал этот пост, он открыто критиковал колониальную политику Российской империи.

“Казахская земля была колонией до революции. Царское правительство, пользуясь сырьем, природными богатствами Казахстана, передавало» свободные земли» переселенцам – пришельцам, оказывая свое культурное, религиозное, просветительское влияние”, – отметил Кайрат. Таким образом, он призывает Толстого казахта не допускать дальнейшего стада своей нации.

Садвакасович и Голощекин

Одна из самых заметных вех в политике — открытая борьба с Ф. Голощекиным. Когда Голощекин пришел в краевой комитет, Смагул Садуакасович был кандидатом в члены Бюро, Халком просвещения, 25-летним парнем, который одновременно исполнял обязанности редактора газеты «Енбекши қазақ». Он стал фигурой, которая, несмотря на свой возраст, сумела завоевать признание широкой публики.  Против идеи» малого Казани ” выступили граждане, поддержавшие мирное эволюционное развитие села. Наши интеллигентные граждане того периода не смогли прийти к единому соглашению с ответственным секретарем по вопросам советизации казахского села, казахизации учреждений, развития промышленности, подхода к обучающимся.

Одна из работ, проведенных в первой половине двадцатого века, – это казахизация учреждений. На каждом съезде этот вопрос обязательно стоял на повестке дня. Голощекин выдвинул идею о том, что» Партия принадлежит России, поэтому ее не нужно казачить”. Это мнение коснулось лампы Смагула Садвакасулы. В свою очередь, он отметил: «Партия работает с казахским народом, имеет отношения с казахскими коммунистами, почему она не может вести свою работу на казахском языке?”- сказал он, добавив, что уже тогда казахский язык должен быть введен в действие на государственной службе и в социальной сфере. 1-й секретарь краевого партийного коммитета Казахстана хочет коренным образом отменить план создания национального государства. Эта его мысль ярко выражена в следующих словах: “в Казахстане нет необходимости открывать высшее учебное заведение, те, кто говорит, что будут учиться, едут в Москву, Ленинград. Те, кто читает, разрушают молодежь, разжигают разобщенность наций».

Садвакасович открыто заявил, что страну спасут не новые экспроприации, а труд и наука. Голощекин писал о нем: «когда я говорю, что в деревне должен быть «маленький Октябрь», он против любого Октябрьского. Когда я делаю вывод, что село желает способа переворота, товарищ Садвакасович это отрицает. Мы не против гражданской войны в деревне… Товарищ Садвакасович категорически против такой гражданской войны. В этом суть нашей неспособности договориться между собой».

Конечно, было бы законно, чтобы общественный деятель вскоре подвергся преследованиям из-за недовольства несправедливой политикой господства красной империи. Он был освобожден от должности комиссара народного просвещения в 1927 году и в том же году по решению бюро краевого комитета был назначен ректором Казпедвуза в Ташкенте. Тем не менее, поднятые гражданином вопросы не получили поддержки со стороны официальных органов. Поэтому он также был вынужден уйти с ректорской должности.

В 1928-1932 годах учился в Московском институте инженеров транспорта. Впоследствии работал инженером-строителем на строительстве железной дороги Москва-Донбасс.

Благородный мужчина погиб при неизвестных обстоятельствах в Москве в 1933 году. Его останки были сожжены и лежали в христианском некрополе. Прах деятеля был завезен на родину только по прошествии 77 лет и похоронен на столичном кладбище на условиях шариата.

Смагул Садвакасович-яркая звезда национальной политики. Его огромная любовь, преданность и мужество к народу останутся ярким примером бескорыстного служения Родине.

Диана Асан

Источник «Адырна»

Комментарии

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Поделиться

Facebook
VK
OK
WhatsApp