Человек – легенда

Виктор Иванович Козодой – в своём деле личность довольно известная. Он доктор исторических наук, автор более 40 научных работ, одиннадцати монографий. Даже работал вице-губернатором Новосибирской области, руководил Институтом истории Сибирского отделения Российской академии наук и был ректором Сибирской академии управления и массовых коммуникаций.
У него свой подход к работе. Виктор Иванович считает: лучше всего изучать историю через судьбы конкретных исторических личностей. Он пишет о них, как о живых людях со своими привычками, эмоциями, с определённым багажом знаний. Не так давно Виктор Козодой увлёкся новой для себя темой – историей Сибири в период революции и гражданской войны. В процессе работы решил: картина будет неполной без учёта такого явления, как «Алаш».
– А где «Алаш» и Алашорда, не обойтись без Алихана Букейханова, – считает историк. – Сначала планировал посвятить ему главу в своей книге, но когда начал погружаться в тему, понял, что это очень интересная политическая фигура. Он находился на границе двух культур, казахской и российской. В Казахстане Алихан считается казахским политиком и национальным лидером, одновременно это политик, судьба которого связана с Российской империей, Временным правительством и потом уже советской властью. Я решил, что о личности такого масштаба нужно делать отдельную книгу. Тем более что у нас в России не издано ни одной монографии, ни одной книги о жизни Алихана Букейханова.
Неизвестные документы

Свою новую книгу Виктор Козодой посвятил не истории партии «Алаш», а судьбе Алихана Букейханова – от рождения до его смерти в 1937 году. Сейчас книга почти закончена, на сбор материалов историк потратил больше года, за это время побывал в архивах многих городов. В процессе работы Виктор Иванович обнаружил уникальные документы, которые раньше нигде не публиковались, и узнал ранее неизвестные подробности биографии Алихана Букейханова.
– Верно, книга не об Алашорде и не о движении «Алаш». По этой теме работали другие историки, – объясняет Виктор Козодой. – Для меня «Алаш», революция и целый ряд других событий – это в большей степени фон, на котором Алихан жил и работал.
По словам российского историка, любое событие, деятельность организации – например, «Алаш» – это буквально несколько лет. Что касается жизни человека, это большой период. В нашем случае – почти 70 лет.
– Мы говорим, что Алихан Букейханов был лидером «Алаша». Возникает вопрос: почему в Российской империи, где жили сотни народов, далеко не все смогли организовать автономию в каком-то её виде? И тут без понимания роли и личности лидера не обойтись. Нужно знать, с каким багажом знаний и опыта подошёл Алихан Букейханов к этому периоду, что позволило ему выступить главным организатором, что позволило добиться своего. Если ограничиться изучением 1917-1920 годов, будет непонятно.

  Начало работы

– Слышала, что работу над книгой вы начали в Павлодаре? Это так?
– В ноябре 2019 года меня пригласил в Павлодар доктор наук Александр Свидерский. Я приехал читать лекции в университете по линии международного обмена. Месяц находился в Павлодаре и решил не терять времени – собрать материал для своей монографии про Сибирь. Начал работать в вашей областной научной библиотеке, могу сказать, это одна из лучших библиотек, в которых мне довелось побывать. Изучая работы, касающиеся истории Казахстана конца XIX – начала XX века, по «Алаш» и Букейханову, понял, что, если ещё поискать, материалов хватит на целую книгу.
С обменом научной литературой между нашими странами есть проблемы. В Казахстане работают на местных источниках, в России – тоже. Это сужает общую картину. Даже тех книг, которые я нашёл в павлодарской библиотеке, у нас просто нет. Вот почему есть определённые пробелы в знаниях о таких интересных людях, политических деятелях, оказавших серьёзное влияние на ход событий.

Приехав из Павлодара, посетил архивы других городов. У меня в багаже архивы Томска, Омска, Новосибирска, всего – десять. Самые интересные – это Оренбург, Самара, архивы краеведческого музея в Павлодаре, Президентский и Центральный государственный архивы в Алматы.

Архивные находки

– Вы проделали большую работу. Удалось ли узнать новую информацию, отыскать в архивах документы, которые ранее нигде не публиковались?
– Удалось найти такие документы даже у вас Казахстане, в Центральном государственном архиве. Это сведения, связанные с периодом жизни Алихана Букейханова, когда он был сотрудником советской власти в народном комиссариате земледелия. Во многих работах этот период был упущен. Я целенаправленно искал и нашёл документы. Это анкеты. Удалось установить, чем он занимался в этом комиссариате, точную дату начала работы, какие он занимал должности. Алихан был одним из самых подготовленных сотрудников, с высшим образованием. В то время основная масса работников писала в анкетах «грамотный» или «умею читать». Алихан очень сильно выделялся на их фоне как специалист.
Нашлись и другие анкеты. Например, где он отвечает на вопросы, связанные с гражданской войной. Там он собственноручно написал о том, что был против Советской власти и Колчака. И сейчас есть путаница: считают, что «Алаш» сотрудничал с белыми, белых воспринимают только как Колчака, и значит, Алихан – чуть ли не его союзник. Всё было не так.
Большой пласт документов обнаружен в Оренбурге. Эти документы связаны с периодом, когда Алихан был служащим в банке в Самаре. Мне удалось установить, чем конкретно он занимался, как жил. Существует версия, что в Самару его сослали в ссылку. На самом деле он уехал по своей воле, на то были определенные причины. Я побывал в Самаре, посмотрел, где он жил, по каким улицам ходил. Это очень интересно.
Найденные документы показывают, что в банке он работал в должности главного агента. Проводил оценку земли, имений. На бланках – его подписи. Как агент занимался организацией конкурсов, аукционов, его работа подразумевала взаимодействие с властями, с состоятельными людьми. Это была очень хорошая школа и хорошая практика с точки зрения повышения его личностного ресурса как политика.
– Расскажите о работе в архиве. Не секрет, что поиски нужных документов занимают немало времени. Однако человеку со стороны сложно представить, как это: десятилетиями документы хранились в архиве, раньше их никто не публиковал, а тут вдруг они нашлись…
– Работа историка, в отличие от работы других учёных, не такая заметная. Химик или физик ставит эксперименты, вот у него пробирки, понятно, чем он занят. А чем занимается историк, кроме того, что приходит на презентацию и говорит: «Я написал книгу»? Как он к этому пришёл, обывателю непонятно. На самом деле поиски документов – важнейшая составляющая работы историка. Прежде чем поехать в архив, составляешь план. Я же не просто так поехал в Самару и в Оренбург. На то были причины. Изучив биографии, которые уже написаны, я определил для себя какие-то белые пятна. К примеру, самарский период: считается, что это ссылка, и в банке он числился для вида.
Поэтому поставил себе цель – найти документы, если таковые существуют, которые бы подтверждали, что Алихан Букейханов действительно работал в банке. Предварительно выяснил, что в Оренбурге хранятся остатки фондов этого банка. Приехал, попросил дела. Главный хранитель архива сразу сказал, что многие искали, приезжали из Казахстана. Нашли мало либо вообще ничего не нашли. Он тогда очень удивился, что я попросил именно эти фонды. Сказал: «Ну, что там может быть?». Тем не менее я взял 25 дел и начал просматривать. Как обычно бывает, только на 10-м или 12-м деле обнаружил нужные документы – подлинники за подписью Алихана Букейханова. Загорелся, продолжил искать. А потом как закричу на весь архив, перепугал всех, а работник архива спросил: «Нашёл, что ли?». Нашёл. Всегда приятно отыскать то, что до тебя никто не находил.

  Год рождения

– Вы придерживаетесь позиции, что Алихан Букейханов родился в 1870 году. Об этом свидетельствует анкета, которую он заполнил собственноручно. А ведь официальная дата – 1866. Расскажите, что это за анкета, где вы её обнаружили, подлинник это или копия?
– Это был государственный архив Томской области, где в октябре 1917 года проходил областной съезд, на который собрали представителей всех сибирских территорий, и делегатом от Тургайской области был Алихан Букейханов. Все делегаты съезда заполняли анкеты: вопросы напечатаны, ответы вписывали от руки. Я нашёл анкету, подписанную лично Букейхановым. Это не копия, а подлинник. Он там хранится уже более ста лет. Возраст он указал – 48 лет, написал своей рукой. Если от 1917 года отнять 48, никак не получается 1866 год. Это либо 1869, либо 1870 год. Тогда была такая мода, писать не сколько тебе полных лет, а какой тебе год идёт. День рождения у него в марте, если на тот момент ему шёл 48 год, я предполагаю, что родился он в 1870 году. Тем более эта дата фигурирует и в других документах – из Омского технического училища, школы, института. Мой коллега называет 1866 год, ссылаясь на анкету арестанта 1937 года.
Я считаю, что будучи в заключении, человек несвободен, непонятно, какое на него было оказано давление – моральное, психологическое. Возможно, писал сам следователь. А вот заполняя анкету участника съезда в 1917 году, Алихан был независим, более того – сам был комиссаром Тургайской области, представителем власти. Он лично заполнил анкету, её ценность с точки зрения его свободы и независимости гораздо выше. Поэтому я пришёл к выводу, что год его рождения – 1870.

  В Павлодарской тюрьме

– Что связывало Алихана Букейханова с Павлодаром – пребывание в павлодарской тюрьме? Или можно говорить ещё и о дружбе с определенными историческими личностями?
– Если под историческими личностями вы подразумеваете Потанина, то они действительно были друзьями. Потанин писал: «Мой друг Алихан Букейханов».
Другой момент, связывающий Алихана с Павлодаром, – тюремное заключение. В январе 1906 года его задержали и поместили в павлодарскую тюрьму, где он находился до середины апреля. Об этом эпизоде подробно пишет сам Алихан Букейханов в статье «Выборы в Степном крае». С этим источником может ознакомиться любой человек, он есть в открытом доступе.
– В каких условиях Букейханов содержался в павлодарской тюрьме? Насколько я знаю, их можно даже назвать комфортными.
– Его арестовали не за какое-то преступление: если говорить современным языком – в профилактических целях. Конец 1905 года – начало 1906 года, ситуация сложная. Восстание в Москве, баррикады, время первой русской революции, выступления, в том числе вооружённые. 17 октября был издан манифест царя о провозглашении определённых свобод, а до 1905 года в Российской империи запрещено было заниматься политической деятельностью, запрещено обращаться с петициями к царю и жаловаться. Всё это было под запретом не только для простых людей, но и для состоятельных. И вдруг с февраля всё закрутилось. Теперь представьте, сидят какие-то чиновники в Омске или в Семипалатинске, всё время было тихо, и вдруг жизнь поменялась, кругом какие-то митинги, собрания, петиции, листовки. В их восприятии наступил какой-то хаос, если не анархия.
Тот же Алихан Букейханов, с их точки зрения, вёл себя просто безобразно. Он писал статьи против генерал-губернатора, требовал его отставки, организовывал какие-то митинги, петиции. Его в силу своей безграмотности и непонимания того, что происходит, воспринимали как революционера. Времена были такие, непростые.
Что со всем этим делать, никто не знал. Был даже анекдотичный случай. У Алихана изъяли портфель, начали там искать документы и нашли телеграмму, в которой было написано, что его приглашают на съезд партии KД. Чиновники посмотрели, жандармы посмотрели. Что такое КД – никто не знал, думали, что это шифр. Требовали, чтобы сознался. Хотя речь шла о партии конституционных демократов.

Его воспринимали как угрозу, поэтому от греха подальше решили посадить. Пока всё не успокоится. Алихана посадили в самую комфортную камеру. Он там находился в гордом одиночестве, от скуки занимался гимнастикой. Его выводили на получасовые прогулки, тоже – в одиночестве. Вечерами он развлекался тем, что охранникам читал Пушкина, Лермонтова и Шекспира. Шекспир их особенно впечатлил.
Во многих регионах такое происходило: если человек уголовник – с ним всё понятно, а тут – ничего непонятно. Ещё и слухи ходили, что он в какую-то думу может быть избран. В середине апреля Алихана уже перевели в Омск и вскоре освободили, потому что он стал выборщиком.

Одет по моде

– Об этом не всегда пишут в учебниках. Какой Алихан был человек? Что вам удалось узнать о его повседневной жизни: его привычках, о том, как он общался с людьми, какая у него была семья?
– Ещё в Омске в начале века он женился на русской девушке. Отец невесты предупреждал, что у них могут возникнуть сложности, потому что он киргиз, степняк и мусульманин, а она – русская, православная. Их могут не понять, что, собственно, и произошло. Мама Алихана не приняла невесту, как известно со слов родственников, она говорила: «Не могу принимать в доме женщину, у которой на шее висит крест». А вот их детей она хорошо принимала, любила.
Алихана это тоже характеризует: не побоялся разговоров, неприятия со стороны родственников. Девушка ему понравилась, он долго ухаживал, это был брак по любви. Она умерла в 1921 году, он больше не женился.
Я пересмотрел довольно много документов: критика, касающаяся Алихана Букейханова, была только идеологической. Нигде не нашёл, чтобы его обвиняли в коррупции, злоупотреблении, или чтобы он думал только о себе. Алихан вёл довольно скромный, порядочный образ жизни. Судя по его статьям, у него было отличное чувство юмора, ему была присуща самоирония. В томском архиве довелось изучать стенограмму съезда: когда кто-нибудь выступал, Алихан с места над ними подсмеивался.
Он хорошо знал русский язык. Не только разговорный, он был прекрасным публицистом, в его статьях есть образы, отсылки к Достоевскому, Салтыкову-Щедрину. Как публицист, мог достаточно ядовито отзываться об оппонентах: с юмором, сарказмом, осмеивал их, пользовался теми образами, которые почерпнул из классической литературы. Он переводил на казахский язык произведения Толстого, Достоевского, Шекспира. С точки зрения знания языка это высший пилотаж.
В самарском архиве были обнаружены документы. За Алиханом Букейхановым велась слежка, а в отчетах агентов наружного наблюдения было принято описывать внешний вид человека. Из описаний агентуры у нас есть данные о внешнем виде Алихана. У него была бобровая шапка – довольно дорогая вещь по тем временам, шуба, котиковый воротник, пальто. Он очень хорошо одевался, говоря современным языком, – модно и стильно. Можно сделать вывод, что когда он служил в Самаре, доходы ему позволяли жить комфортно.
Будучи служащим банка, Алихан жил на главной улице города, недалеко от губернатора, по приглашению своего приятеля проживал в его доме. Рядом был банк. Напомню, что Самара того времени – один из самых добротных городов, торговый, купеческий город, где обосновалось много интересных личностей.
Об Алихане Букейханове писали, что он был душой компании. О нём тепло отзывались.

Важная роль

– Алихан Букейханов сотрудничал с разными газетами и журналами. Насколько важным для него было создание газеты «Казах»?
– Начну с эпизода, о котором нечасто говорят. Когда Алихан Букейханов заканчивал техническое училище, он обратился к директору с просьбой изменить фамилию. Поступал в училище под фамилией Нурмахамед – производное от имени его отца. Заканчивая училище, решил изменить фамилию. Директору нужно было выписывать аттестат, он сообщил своему руководству. Процесс затянулся, но в Санкт-Петербург Алихан прибыл уже под фамилией Букейханов.
То есть молодой человек в 20 лет вдруг меняет фамилию и берёт производную от имени своего прадеда, даже не деда. Я долго над этим думал. Почему не отец, не дед? Хотя с отцом у него были прекрасные отношения. Сам Алихан нигде об этом не пишет. Но если рассуждать, что Букейхан был одним из последних избираемых ханов, предполагаю, что Алихан взял такую фамилию как продолжатель традиции казахской государственности. Мне кажется, в этом возрасте, не имея детального плана, он видел свою роль в восстановлении казахской государственности. Об этих своих размышлениях я еще никому не говорил.
Но вернёмся к вашему вопросу. Газета «Казах», организованная в 1913 году, играла громадную мобилизующую роль. Через газету велась работа по подготовке к выборам и к образованию казахской автономии. Именно вокруг этой газеты сплотились представители интеллигенции. Она выполняла объединяющую роль.
Думаю, эта тема еще не до конца исследована. Надеюсь, что кто-то из молодых казахстанских историков возьмётся за неё. Там много белых пятен, включая финансирование газеты, кто издателям помогал в этом.

  Будет книга

– На каком этапе работа над книгой, вы уже определилась с названием?
– Окончательное решение будет принято в последнюю ночь. Рабочее название «Алихан Букейханов: политический портрет на фоне эпохи», всё-таки в книге отражены 70 лет истории. Или назову «Жизнь и судьба Алихана Букейханова». Уже закончил книгу во втором чтении, осталось ещё одно. Я написал текст, сейчас будет технический набор, а дальше – снова работа с текстом: шлифовка, отработка, какие-то дополнения, изменения, могу убрать или добавить. Затем отдам книгу на рецензию специалистам.
Структура уже понятна: будет введение, девять глав, заключение, список литературы и приложения. Закончить работу над книгой планирую в июле.
– Правда ли, что вы пишете книгу от руки?
– Правда, все свои монографии так написал. Не считая черновиков, ушло две пачки бумаги. Это привычка: я человек того поколения, которое всё писало от руки. Могу сидеть, думать, писать, даже не заглядывая в текст. Ручки использую гелевые. К тому же у меня педагогическое образование, и нам всё время внушали, что когда пишешь ручкой, лучше запоминается.

– Какой будет тираж, кто сможет ознакомиться с книгой, и ждать ли презентации в Павлодаре?
– Для меня в первую очередь целевая аудитория – это российский читатель. Хотелось бы ознакомить своих коллег с этим выдающимся деятелем. Что касается тиража, пока сказать сложно. Нужно сначала закончить работу с текстом. У меня нет грантов или заказов, работаю как самостоятельный независимый историк, что очень хорошо. На меня никто не может оказать давления. Как закончу работу над книгой, буду искать спонсоров. Через какое-то время планирую разместить книгу в электронном виде на каком-нибудь интернет-ресурсе.
Естественно, первая презентация состоится в Новосибирске. Я разговаривал с казахской диаспорой, чтобы сделать специально для них отдельную презентацию. В Павлодар, если пригласят, приеду. Для исследователя его книга – словно ребёнок, любимое детище. Я уже почти полтора года над ней работаю. С удовольствием провёл бы презентацию в Семипалатинске, Каркаралинске – в местах, связанных с жизнью Алихана Букейханова.

Наталья Зинченко

Источник: http://irstar.kz/

Сол сияқты қараңыз

Пікірлер орны

Leave a Comment

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

Scroll to Top

Поделиться

Facebook
VK
OK
WhatsApp