Одной из знаменательных дат текущего года стало 155-летие великого сына казахского народа Алихана Букейханова. Личность Алихана Букейханова слишком неординарна, чтобы ограничивать ее узкими рамками историографии, окрашенными в черные или розовые тона.
Он жил, творил, боролся, совершал открытия в эпоху перелома двух миров, великих авантюр и идей, бурь и революций, братоубийственных войн и террора, больших надежд и горьких разочарований. Сливаясь с нею в общем историческом фоне, он в то же время был одним из ее творцов, который понимал ее по-своему, и часто с большей долей проницательности, чем его многие современники. Он никогда не нуждался в историческом культе и громогласном восхвалении, потому что был противником всяческих культов.
С самого рождения на Алихана были наложены определенные моральные и социальные обязательства, которые касались его происхождения как представителя высшей казахской аристократии и прямого потомка Чингизхана.
Отличные успехи в учебе и безупречное поведение, полученное им превосходное образование предопределили его становление как публициста и ученого. Русско-казахская средняя школа и сельскохозяйственная школа в Каркаралинске, Омское техническое училище и Санкт-Петербургский лесотехнический институт стали фундаментом профессиональной и политической деятельности одаренного молодого человека.
Санкт-Петербург для многих представителей интеллигенции того периода, в том числе и для Алихана Букейханова, представал не только как город – своего рода культурное и научное Эльдорадо, но и как город политического свободомыслия. Именно поэтому, находясь в Северной Пальмире, он стал активным участником митингов и политических собраний, в которых шлифовалось его политическое “я”. Идея либеральной демократии захватила его, и он вступает в ряды партии Народной свободы. После окончания в 1894-м году института Алихан Букейханов не только прошел “первый курс политической школы”, но и сформировался как перспективный ученый-исследователь.
Наиболее наглядно это проявилось во время работы по исследованию его родного Каркаралинского уезда вместе с Мажитом Чумбаловым, Иваном Гусевым, Сатыбалдиным и участия в экспедиции, которой руководил Федор Щербин. На этом этапе ярко раскрываются многогранные аспекты его таланта как прекрасного знатока этнографического быта, традиций и культуры казахского народа.
Очень ценными являются его взгляды на этимологию слова “казах”, понятия “Сарыарка”, толкование поэмы “Козы-Корпеш-Баян”. В итоге он стал автором раздела о этнокультурных особенностях “киргизского края” в фундаментальной 18-томной энциклопедии “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”.
Прогностичность его экономических взглядов получила оформление в труде “Овцеводство в степном крае”, который был опубликован в 1904 году. Алихан Букейханов подвергает жесткой оценке дискриминационный и несправедливый характер переселенческой политики царского правительства, при этом акцентируя внимание на проблемах экологического порядка, что по тем временам было достаточно необычно. В частности, почти за сто лет до массового освоения целинных земель он предупреждал о катастрофических экологических последствиях в случае их распашки, что в конечном счете и произошло на практике.
Что касается политического роста Алихана Букейханова, то одним из самых переломных моментов в его жизни был 1905 год, который определил траекторию его становления как крупного политического деятеля. Неудавшаяся революция дала казахской интеллигенции мощный импульс к действию, который вылился в знаменитую встречу на Кояндинской ярмарке 26 июня 1905 года и принятие на ней Каркаралинской петиции. В составлении петиции принял самое активное участие и Алихан Букейханов. Этот документ можно назвать манифестом о независимости казахского народа.
Бурная политическая деятельность Алихана Букейханова сопровождалась чередой побед и неудач. Арестованный в начале 1906 года, через четыре месяца он выходит из тюрьмы в качестве избранного депутата первой Государственной Думы. Трибуна Государственной Думы им была использована для институционализации и решения коренных проблем степняков и в первую очередь переселенческого и земельного вопросов, поднятия образовательного и культурного уровня “туземного” населения. Но все его попытки оказались тщетными. А сама Дума в 1907 году была распущена, и ее депутат Алихан Букейханов получил статус “неизбираемого”, лишенного права участвовать в выборах. Однако это его не останавливает и, более того, подстегивает к еще более активной и бурной общественно-политической деятельности.
Из-под его пера выходят знаковые публикации-размышления, названия которых говорят сами за себя: “Третья Дума и казахи”, “К казахскому народу”, “Думские партии”, “К сыновьям Алаша”, “Август Бебель”, “Киргизы”. Главной трибуной для него стала газета “Казах”, в создании которой вместе с ним принимали участие Ахмет Байтурсынов и Мыржакып Дулатов. Кто мог знать, что судьба в будущем разведет их в противоборствующие лагеря… Но уже тогда он казахскую интеллигенцию делил на две группы: пантюркистов и западников. Очевидно, что активное участие Алихана Букейханова в деятельности партии кадетов подсказывает его отношение к западникам.
Заметное и авторитетное положение крупного политика предполагало в тот период соблюдение определенного стиля политического общения. Поэтому вхождение Алихана Букейханова в масонское братство не вызывает большого удивления или какого-то порицания, ибо масонские ложи того времени, по сути, были типичными политическими клубами, своеобразными английскими котериями.
Наверно, неслучайны были в этой связи его три таинственные встречи с членом масонской ложи “Полярная звезда”, будущим главой Временного правительства Александром Керенским в 1911 и 1915 годах. Однако это не оправдало его надежды на поддержку с их стороны вопросов казахского самоуправления, и, более того, его взгляды переросли в непринятие ряда программных положений партии кадетов. Он принимает решение о выходе из партии. Этим шагом была закрыта одна из главных страниц в его политической деятельности.
1917 год ознаменовался появлением на политической арене партии “Алаш”. И уже в декабре того же года Алихан Букейханов избирается председателем правительства “Алаш-Орды”. Политическая деятельность Алихана Букейханова фактически формирует фундамент государственного обустройства казахской степи, предвосхищает будущее независимого Казахстана.
Усиление позиций советской власти не только раскололо на две группы лидеров “Алаш-Орды”, но и вынесло приговор как самому правительству, так и его активным членам. Принятая большевиками амнистия алашординцам стала для них “политической казнью”. Алихан Букейханов так и не стал для новой власти “товарищем”, неся на себе печать “националиста”.
Научная, издательская и переводческая деятельность, экспертные консультации по вопросам Востока, работа в Центральном музее литературы в Москве, все попытки советской власти стереть политическое имя выдающегося государственного деятеля не притупили к нему народную любовь и его общепризнанный авторитет.
С 1922 года он дважды арестовывается и обвиняется в контрреволюционной деятельности, и все это делается с целью заставить замолчать, предать забвению его честное имя. То, что не удалось сделать в двадцатых, советской власти удалось в тридцатые. В тридцать седьмом году он обвиняется по статьям как “враг народа”, и это несмотря на то, что ему шел тогда уже 71-й год. В сентябре того же года он был расстрелян, но до сих пор точно неизвестно, где его могила. Есть предположение, что он похоронен на Калитниковском кладбище.
Но забвение не коснулось его имени. Память о нем сохранилась в казахском народе.
Алихан Букейханов боролся за свои идеи и погиб за них, как многие другие выдающиеся представители казахской интеллигенции. Но, погибнув, он остался победителем, так как его надежды, мечты и идеи, связанные с созданием казахской государственности, воплотились в реальность.
Дереккөз: Tengrinews.kz